Пятый этап предусматривает отвод земель в постоянное и временное пользование. Территория строительства освобождается от имеющихся и попадающих в зону производства работ зданий и строений. Демонтируются и разбираются элементы и сооружения, территория расчищается от деревьев и кустарника. Производится снятие растительного слоя грунта с газонов и откосов выемки. Также проектом предусмотрены проведение археологических исследований на наличие древних захоронений в пределах полосы отвода, обследования трассы на наличие взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны, выполнение натурного исследования зон охраны памятников по объектам культурного наследия в пределах хода трассы.
В ходе реализации 6-го этапа строительства на отведенных землях возводится отрезок железной дороги протяженностью 219,82 км (147,6 км в пределах Владимирской области и 72,2 км – в пределах Нижегородской) с объектами инфраструктуры высокоскоростной стальной магистрали. На раздельных пунктах в Коврове, Гороховце, Дзержинске и Нижнем Новгороде строятся вокзальные комплексы и служебно-технические здания, размещаются снегозадерживающие и ветрозащитные лесные насаждения, реконструируются пересекаемые линейные объекты, а также пересекаемые высоковольтные линии электропередач.
Строительство ВСМ Москва – Казань – Екатеринбург с последующим продлением трассы до Перми, Уфы и Челябинска проводится в рамках реализации транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. ВСМ Москва – Казань протяженностью 770 км пройдет по территории семи регионов Российской Федерации, в которых проживает более 25 млн человек. Трасса пройдет через Москву, Нижний Новгород, Казань, Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашия, Марий-Эл и Татарстан. Время в пути от Москвы до Казани с максимальной скоростью движения 350 км/ч, а на отдельных участках до 400 км/ч, должно сократиться до 3,5 ч.