Хотя предполагалось, что темпы расширения китайской сети высокоскоростных дорог (ВСМ) замедлятся по мере приближения к поставленной на 2020 год цели в 30 тыс. км, замедления совсем не наблюдается.
Китайская железнодорожная корпорация CRC планирует в этом году ввести в эксплуатацию 6,8 тыс. км новых линий, включая 4,1 тыс. км ВСМ. Это на 45% больше общего километража, введенного в эксплуатацию в прошлом году.
За последнее десятилетие Китай добился впечатляющих результатов в программе создания общенациональной сети ВСМ. Первая высокоскоростная линия в стране была введена в эксплуатацию в 2007 году, и за 4 года Китай построил крупнейшую в мире сеть, протяженность которой достигла к концу 2018 года 29 тыс. км. В прошлом году протяженность сети увеличилась на 4 тыс. км.
После финансового кризиса 2008 года гигантские инвестиции в инфраструктуру позволили Китаю быстро справиться с экономическим спадом и обеспечить приток инвестиций. Развитие сети железных дорог стало одним из основных инструментов поддержки экономики. В результате Китай сейчас значительно опережает план развития сети ВСМ. Согласно новым прогнозам, к 2025 году протяженность сети составит 38 тыс. км, а к 2030-му – 45 тыс. км.
Следующая волна инвестиций будет направлена на трансформацию пересекающей страну с востока на запад и с севера на юг сети железнодорожных коридоров с "4х4" до "8х8". Эта программа призвана, в том числе решить проблему бедности в некоторых отдаленных районах Китая.
Согласно IRJ Pro, Китай планирует в II полугодии этого года начать реализацию 27 железнодорожных проектов. Среди них в публикации уделяется особое внимание проекту строительства второй железной дороги между провинцией Сычуань и Тибетом.
В настоящее время идет работа над подготовкой технико-экономическое обоснования строительства магистрали протяженностью 1,7 тыс. км, которая пройдет через "крышу мира" – Тибет. Стоимость проекта оценивается примерно в $36 млрд, строительство планируется начать в III квартале 2019 года.
Эксперты неоднократно выступали с острой критикой подобного рода свидетельств экономически необоснованной гигантомании. Одним из таких критикуемых проектов стало строительство ВСМ Ланьчжоу – Синьцзян протяженностью более 1,7 тыс. км. По оценкам, его стоимость составляет 140 млрд юаней. ВСМ соединяет между собой две обширные, но относительно малонаселенные провинции на северо-западе Китая.
Китай также лидирует в области автоматизации высокоскоростных операций. ВСМ Пекин – Чжанцзякоу должна стать первой магистралью, на которой будет внедрена система автоматического движения поездов. Комплексные испытания системы успешно прошли с июля по сентябрь прошлого года на линии Пекин – Шэньян.
Другой стороной медали являются проблемы и риски, связанные с накопленным ростом задолженности и убытками от высокоскоростных операций.
По словам профессора Пекинского университета Цзяотуна Чжао Цзяня, стремительное развитие высокоскоростной сети создало гигантскую задолженность CRC и региональных правительств. В последнем квартале 2018 года CRC сообщила о текущей задолженности около 5,28 трлн юаней. Согласно оценкам, около 80% этих долгов CRC обусловлено расходами на строительство ВСМ.
Многие из маршрутов высокоскоростных перевозок в Китае субсидируются правительствами, то есть CRC не получает прибыли, а для обслуживания и выплаты долгов вынуждена привлекать новые кредиты.