Участники исследования отмечают, что на рынке грузового вагоностроения РФ сложилась устойчивая бинарная модель: две компании – «Уралвагонзавод» (УВЗ) и Объединенная вагонная компания (ОВК) – в сумме контролируют уже около 60% внутреннего рынка (26 и 33% соответственно).
По мнению большинства экспертов, относительный паритет УВЗ и ОВК на рынке в ближайшей перспективе сохранится. При этом вполне вероятно, что суммарный размер их долей в ближайшие 3–5 лет вырастет за счет дальнейшего укрупнения рынка. Лишь эти две компании выглядят наиболее подготовленными к гипотетическому кризису рынка.
Для средних и небольших производителей вагонов наступает этап проверки на прочность. Их конкурентоспособность зависит от того, удастся ли им удержать нишевые сегменты, еще не освоенные двумя лидерами. «По сути, это развилка: выбор между инерционным и диверсификационным сценариями, – отмечает генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов. – Первый путь: пользуясь все еще благоприятной конъюнктурой, попытаться развить максимальную производственную и маркетинговую активность в 2018–2019 гг. Но тут возможен обратный эффект: ускоренное насыщение рынка создаст проблемы прежде всего для небольших компаний с коротким портфелем заказов. Возможно, для них лучшим вариантом станет диверсификация. Отказавшись от неравной борьбы с двумя лидерами на внутреннем рынке, они могли бы сосредоточиться, в частности, на экспортных контрактах для стран СНГ, где эксплуатация инновационных вагонов пока запрещена или ограничена».
База исследования, проведенного в марте – сентябре 2018 года, – 80 глубинных анонимных интервью с представителями производителей грузовых вагонов и их клиентами (грузоотправителями, операторами подвижного состава, лизинговыми компаниями). В исследовании также приняли участие представители профильных ФОИВ, РЖД, научно-исследовательских отраслевых центров, компаний-поставщиков, инвестиционного сообщества, федеральных и отраслевых СМИ.