Рис.1
Здесь использованы данные из ежемесячных отчётов СОЖТ, регулярно публиковавшихся на официальном сайте партнерства, а также приведены средние значения ставок для каждого года в период с 2008 г. по 2015-й. Согласно графику, в декабре 2015 года уровень ставок (средневзвешенный по всем родам подвижного состава) составлял 66 % (или минус 34 %) от уровня января 2008 г.
Однако если мы хотим объективно оценить роль операторских ставок с точки зрения общей тарифной нагрузки на грузоотправителей, то недостаточно использовать лишь номинальные показатели.
Обычно в экономических исследованиях принято пересчитывать цены из номинальных в реальные - в том случае, если период наблюдения за ценовым показателем превышает год. Это можно делать, используя такие показатели, как уровень инфляции или дефлятор ВВП (ценовой индекс для измерения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период времени).
Если бы уровень инфляции был в России невелик, и темп ее роста не превышал бы 1-2 % в год - именно такова динамика инфляции в странах с так называемой «жёсткой» монетарной политикой (например, в США в 2015 году она составила 0,9 %, в Великобритании – 0,3 %, Германии – 0,2 %, во Франции и Польше – по 0,1 %) - то этим фактором можно было бы пренебречь. Но в России в рассматриваемый период темп роста инфляции составлял от 6,1 до 13,28 % (рис. 2). При этом в течение четырех из восьми лет динамика инфляции отставала от динамики ставок, а в оставшиеся годы, напротив, существенно опережала ее.
Рис. 2
В совокупности накопленный уровень инфляции в РФ с 2008 по 2015 гг. составил 203% (рис.3). То есть в 2016 году российский рубль на внутреннем рынке имел примерно в два раза меньшую покупательную способность, чем в 2008-м. Следовательно, было бы неправильно пренебречь величиной инфляции при оценке динамики ставок.
Рис. 3
Таким образом, для более точного понимания того, выросла ли тарифная нагрузка на грузовладельцев в части операторской составляющей или не выросла, необходимо перейти от номинальных показателей к реальным. Произведя это приведение через показатель инфляции, мы получим данные, показанные на рис.4.
Рис. 4
Как видно из графика на рис. 4, при переходе от номинальных цен к реальным ставка предоставления вагона в 2015 году оказывается на уровне, который примерно в три раза ниже, чем в 2008-м, а точнее - составляет всего 32 % от уровня 2008 года.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что появление частных операторских компаний, конкуренция между ними и произошедшее благодаря этой конкуренции снижение ставок позволили снизить тарифную нагрузку на грузовладельца в зависящей от оператора части тарифа примерно на треть (34 %) в номинальном исчислении, а в реальном исчислении падение оказалось трёхкратным (68%). Соответственно, и доход, который приносит оператору один среднестатистический вагон, в реальном исчислении снизился за эти годы в три раза.
Фарид Хусаинов,
к.э.н., доцент РОАТ МИИТ