
В структуре российского рынка транспортно-логистических услуг преобладают услуги 2PL и доля услуг добавленной стоимости 3PL не превышает 3%. В 2017 году АО «РЖД Логистика» последовательно наращивало свое присутствие в этом сегменте рынка – доля компании составила 17%.
«РЖД Логистика» предоставляет специализированный сервис логистического аутсорсинга, при котором промышленные предприятия передают внешней логистической компании функции своего транспортного блока. Логистический аутсорсинг включает более 28 видов услуг – от управления внутренней логистикой, персоналом транспортного подразделения предприятия и материальными запасами до текущего обслуживания путей необщего пользования и тягового подвижного состава. На конец 2017 года в сервисном обслуживании АО «РЖД Логистика» находилось порядка 40 промышленных предприятий.
В 2017 году «РЖД Логистика» представила рынку новый сервис – логистический консалтинг. Это инжиниринговые услуги по анализу текущей транспортно-логистической инфраструктуры промышленных предприятий и разработке комплексных решений по ее совершенствованию. Клиент получает возможность оптимизировать закупочную, складскую, производственную, транспортную, сбытовую системы, управление запасами. Одним из первых клиентов, воспользовавшихся данной услугой, стало ПАО «ГМК «Норильский никель» – крупнейший производитель палладия и рафинированного никеля и один из крупнейших производителей платины и меди.
Одним из трендов отчетного года также стал стремительный рост рынка контейнерных перевозок. «РЖД Логистика» совместно с дочерней компанией Far East Land Bridge (FELB) организовала перевозку более 142 тыс. ДФЭ – на 57% больше по сравнению с 2016 годом. На экспорт было перевезено 1,9 тыс ДФЭ (рост на 47%), на импорт – 11,4 тыс. ДФЭ (рост более чем в 2 раза), транзитные перевозки составили 123 тыс. ДФЭ (рост на 68%). Для привлечения новых клиентов Компания запустила сервис открытых контейнерных поездов в дополнение к существующим моноклиентским. Организованы регулярные контейнерные сервисы из китайских городов Сучжоу, Чанша, Шэньян, Шилун, Чунцин, Ухань и Далянь в направлении России и Европы. Поезда отправляются по жесткому графику и идут с соблюдением фиксированного транзитного времени. Транзитные перевозки осуществлялись через погранпереходы Забайкальск, Достык, Наушки. Кроме этого, «РЖД Логистика» развивала перевозки импортных грузов в сообщении Китай – Россия через сухопутные железнодорожные погранпереходы Забайкальск и Гродеково в универсальном подвижном составе (крытые вагоны, полувагоны и т. д.).
В апреле 2017 года совместно с АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) был запущен специализированный железнодорожный сервис несырьевого экспорта в Китай Panda Land Bridge. Сервис был организован в рамках проекта РЭЦ по поддержке несырьевых экспортоориентированных компаний при транспортировке их грузов в Китай. Данный проект признан лауреатом национальной премии «Формула движения – 2017» в номинации «Лучшее решение в области логистики».
В декабре 2017 года АО «РЖД Логистика» в партнерстве с вьетнамским оператором Ratraco (логистическая компания, на 35% принадлежащая ГК «Вьетнамские железные дороги») впервые организовало тестовую железнодорожную отправку из России во Вьетнам. Перевозка выполнена в соответствии с планом мероприятий соглашения о двустороннем сотрудничестве между ОАО «РЖД» и ГК «Вьетнамские железные дороги» и ознаменовала фактический запуск нового международного транспортного коридора Вьетнам – Россия – Вьетнам. Экспортировалась косметическая продукция российского производителя «Красная линия».
АО «РЖД Логистика» также реализует проект «РЖД Экспресс» по консолидации и перевозке грузов от 20 кг сборными партиями любыми видами транспорта до двери конечному потребителю. В 2017 году Компания значительно увеличила количество городов, доступных для доставки, по состоянию на конец года их количество составило 110 городов в России, 46 в Китае и 7 в Европе. Работало 16 тыс. маршрутов доставки, в том числе в труднодоступные районы страны. Объем перевозок мелких и сборных партий грузов в рамках сервиса «РЖД Экспресс» вырос на 15% и составил 273,5 тыс. т. Количество обработанных заказов увеличилось до 28 тыс. ед. В основном данным сервисом пользовались коммерческие компании, предприятия малого и среднего бизнеса, заказчики товаров электронной торговли и отправители международных почтовых отправлений.
«В 2017 году мы кратно увеличили нашу чистую прибыль, в том числе за счет масштабной реорганизации внутренних бизнес-процессов и оптимизации расходов. Эта работа началась в 2016 году и продолжается до сих пор, и я бы сказал, что здесь заключена суть нашего отношения к работе и к клиентам. Мы должны стать максимально эффективны внутри, чтобы предлагать наилучшие решения для повышения эффективности логистики клиентам. Использование всех возможностей рынка, бережное отношение к затратам, проактивная позиция в сфере запуска новых сервисов, продуктивное использование человеческого ресурса – вот слагаемые нашего успеха», – прокомментировал итоги года генеральный директор АО «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик.
* Показатели не включают перевозки для нужд холдинга РЖД