Вице-президент Союза строителей железных дорог Алексей Степаненко также отмечает важность состоявшегося совещания: «Несмотря на то, что в процессе рассмотрения проекта СШХ на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта было уменьшено госфинансирование и увеличен срок окупаемости для инвесторов, сам факт того, что принято рабочее решение, очень важен. Пройден еще один этап дорожной карты строительства СШХ. Это все приближает сроки начала реализации проекта».
Н. Хлопунова говорит о важности проекта: «Арктическую железную дорогу никто бы просто так не строил, если бы она не выводила грузы разных российских регионов к Северному морскому пути на рынки Европы и Азии через международный морской порт Сабетта. Эта железная дорога даст возможность многим нашим соседям, в первую очередь из Уральского федерального округа, поставлять как свою продукцию на экспорт, так и осуществлять импорт из других стран. Открываются новые возможности. Мультипликативный эффект для экономики страны будет просто колоссальным».
С ней согласна и Софья Каткова, руководитель проектов ООО «Морстройтехнология», но она говорит о пользе СШХ под несколько другим углом: «Проект стратегически важный, но сейчас он выглядит как некий транзитный участок общей транспортной системы. Гораздо больший эффект приобретает этот проект в связке с другими проектами по транспортной инфраструктуре. Я как эксперт вижу возможность синергии с северным участком «Белкомура» и выходом планируемых объемов к новому глубоководному порту Архангельск. Эта связка даст логичный итог проекта СШХ: вывоз углеводородов из региона придет на морское побережье наиболее оптимальным образом».
Строительство СШХ вряд ли начнется ранее конца 2018 – начала 2019 года. «Впереди еще несколько этапов, – говорит А. Степаненко. – Это, в частности, разработка предварительного технико-экономического обоснования проекта и проведение его независимого технологического и ценового аудита. Далее должно быть принято правительственное решение о заключении концессионного соглашения, а также состояться само подписание концессионного соглашения между специальной проектной компанией-концессионером и концедентом, которым выступает Росжелдор. Затем последует заключение соглашений, необходимых для реализации проекта, с ЯНАО, «Газпромом», РЖД и кредиторами и подписание акта финансового закрытия СПК-концессионера. После этого этапа начнется проектирование, а затем и само строительство».
Следует учитывать, что это первая железнодорожная концессия в новейшей истории России. Это первый опыт для участников проекта, они первопроходцы в какой-то степени. В процессе согласования с госорганами всплывает множество нюансов. Все это занимает время. Но это все рабочие моменты, которые последовательно решаются».
Итак, несмотря на неоднократные переносы сроков, проект строительства Северного широтного хода обретает уже зримые черты. «Я в любом случае рассматриваю этот проект как прорывной, и он должен случиться вопреки и назло всему. Знаю все его слабые стороны и все риски, но я все равно его поддерживаю. Потому что у нас в стране мало стратегических проектов, нацеленных не адресно, а для всех. А этот проект именно такой!» – горячо заканчивает С. Каткова.