По словам старшего научного сотрудника сектора археологии центра Андрея Гусева, останки артефактов были обнаружены только в Надымском районе, объяснением этого является не безлюдность и необжитые территории, а то, что будущая трасса пройдет на значительном удалении от главных водных магистралей региона. "В Надымском районе найден только разбитый фрагмент керамического сосуда и несколько пластин из кремния. Это след кратковременного пребывания человека на территории, а не остатки археологического объекта", – уточнили ТАСС в пресс-службе.
Как отметила заведующая сектором археологии научного центра Наталья Федорова, изучение древней и средневековой истории региона показывает, что важность существования морских и сухопутных путей сообщения, связывающих север Западной Сибири с соседними регионами, осознавали и ранее. "В XV–XVI веках были попытки проложить северный ход до Обдорска через Пустозерск, Печору и построенную для упорядочивания торговых связей Собскую заставу. В XIX веке сибирскими купцами были инициированы два проекта строительства железной дороги, отклоненных правительством по причине преждевременности и нерентабельности", – пояснили в пресс-службе.
Общая протяженность СШХ составляет 686 км. Затраты на создание железнодорожной магистрали оцениваются более чем в 230 млрд руб. СШХ соединит Северную и Свердловскую железные дороги и станет элементом единой Арктической транспортной системы и инфраструктуры, обеспечивающей освоение природно-ресурсного потенциала Арктической зоны РФ. Кроме того, проект позволит разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, перенаправив грузы на Северный широтный ход и позволив тем самым осуществить перевозку новых видов грузов.
Научный центр изучения Арктики создан в ЯНАО в 2010 году. В его составе работают секторы археологии, этнологии, социально-гуманитарных исследований, регионоведения, геолого-географических, медицинских и эколого-биологических исследований.