Заместитель начальника ОГЧСПиПБ Южного УГЖДН Ространснадзора Юрий Помников рассказал, что результаты проверки подтвердили грубое нарушение требований нормативных документов при проведении ремонта колесных пар. Так, из 20 проверенных колесных парк 12 направлены на повторный ремонт по несоответствию поверхности катания.
Кроме того, на этом предприятии нарушается технология сборки буксовых узлов колесных пар. Мощности позволяют произвести монтаж буксовых узлов 12 колесных пар в смену, а по факту производится монтаж 45 колесных пар. Также была проведена проверка качества ремонта двух вагонов, оба направлены на повторный ремонт.
Халатно на предприятии относятся и к инвентарю строгого учета. Для закрепления подвижного состава использовались четыре тормозных башмака с неисправностями, угрожающими безопасности движения. «Специалисты (мастера, бригадиры, приемщики вагонов), на которых возложены обязанности контроля за соблюдением технологии ремонта, закрывают глаза на нарушения. А ведь предприятие ремонтирует вагоны, которые используются для перевозки в том числе и опасных грузов», − сетует Ю. Помников.
Результаты низкого качества ремонта колесных пар уже проявляются в эксплуатации. Допущены сходы колесных пар с рельсов в организованных поездах. Известно о трех случаях: 25 марта 2018 года на ст. Зензели Приволжской железной дороги, 30 апреля на перегоне Панышено – Удомля Октябрьской железной дороги и 21 мая на ст. Краснодар-Сортировочный Северо-Кавказской магистрали. Причинами этих транспортных происшествий явились неисправности вагонов, которые ремонтировались ООО «ВагонДорМаш», следует из результатов проверки.
Нарушение технологии ремонта и обточки колесных пар приводит к повышенному износу одного гребня колесной пары, образованию неправильной формы гребня. Согласно инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации № 808-2017 ПКБ ЦВ, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества (протокол № 50 от 21−22 мая 2009 г.), такая форма гребня не является «остроконечным накатом», так как не находится в зоне браковки (2−13 мм).
По результатам проверки ООО «ВагонДорМаш» применены 23 запретные меры, привлечены к административной ответственности 6 работников. Специалисты Южного УГЖДН Ространснадзора провели для персонала «ВагонДорМаша» семинар по безопасности движения поездов, направили представление руководителю предприятия об устранении выявленных нарушений.
«На мой взгляд, специалисты ОАО «РЖД», связанные с контролем за эксплуатацией колесных пар, должны проанализировать статистику случаев подобных сходов с рельсов колесных пар вагонов, на основании этого подготовить предложения и пересмотреть требования нормативных документов», − резюмирует Ю. Помников.