По данным «Ъ», совещание по ВСМ с участием президента, глав причастных ведомств и гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова назначено на 11 апреля. Там, рассказали «Ъ» два источника, ожидается формальное решение.
В аппарате М. Акимова, Минфине, Минтрансе, РЖД комментариев не дали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не был доступен для комментариев.
Проект строительства ВСМ в России как концепция существует давно. Более 5 лет рассматривался вариант строительства дороги до Казани, но решение по этому проекту тормозилось в силу его экстраординарной стоимости (около 1,3 трлн руб.) и неуверенности в оценке прогнозного пассажиропотока. В итоге в комплексный план развития магистральной инфраструктуры вошел лишь первый участок ВСМ Железнодорожный – Гороховец, который обойдется в 621,5 млрд руб. и обеспечит высокоскоростную связь между Москвой и Нижним Новгородом. Правительство, в том числе Д. Медведев, согласовало доклад президенту, хотя и не без сопротивления.
Против выступали Минфин и его глава А. Силуанов, которые выражали сомнения в адекватности цены билета, оценки пассажиропотока, а также упирали на существенные риски бюджета, связанные с выполнением обязательств перед кредиторами (см. «Ъ» от 28 января). Вместо ВСМ средства предлагалось направить на региональные аэропорты, Севморпуть и морские порты, а на прошлой неделе РБК писал, что Минфин предлагает перераспределить 112 млрд руб. на терминал «Утренний» НОВАТЭКа. М. Акимов, впрочем, уточнял, что решения нет.
Вместе с тем, по информации «Ъ», вопрос, скорее, решался в плоскости выбора между ВСМ и платной автотрассой до Казани, за строительство которой выступил Минфин. По словам собеседника «Ъ», президент поддержал строительство автодороги.
В плане же высокоскоростного движения, говорит он, президент поручил проработать ВСМ Москва – Петербург, так как там более надежный пассажиропоток.