Согласно программе модернизации инфраструктуры ОАО «РЖД», на БАМ и Транссиб из Фонда национального благосостояния в 2017–2018 гг. должно поступить 100 млрд руб., еще 50 млрд руб. – из других источников. Министерство транспорта и ОАО «РЖД» рассчитывают на получение инвестиций еще в размере 500 млрд руб.
В настоящее время активные работы ведутся на станции Тайшет, которая реконструируется для увеличения мощности на 36% по проекту стоимостью 8 млрд руб. Проект планируется завершить в 2023 году. Также завершается строительство второй ветки Байкальского тоннеля. Этот участок, что находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия, неподалеку от Северобайкальска, едва ли не самый проблемный на реконструируемой Байкало-Амурской магистрали. Благодаря реализации проекта, пропускная способность БАМа увеличится вдвое – с 16 до 32 пар поездов в сутки.
На Транссибирском маршруте модернизировано 12 станций и три петли на 354 км между Волочаевкой и Комсомольском-на-Амуре.
Первый этап модернизации БАМа и Транссиба должен завершиться в 2019 году. После его реализации провозная способность магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока должна увеличиться к 2020 году на 66 млн т к уровню 2012-го. Однако этого явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить заявки от всех грузоотправителей на перевозки через Восточный полигон. Прежде всего это касается экспорта из РФ в страны АТР.