При этом в 2015 году ставка предоставления полувагонов составляла только около 25–30% от текущего уровня – в тот период компании-операторы работали на грани и за гранью безубыточности.
Вслед за ростом ставок предоставления и ростом спроса на подвижной состав начался рост стоимости новых вагонов. Если в январе 2017 года цены на инновационные полувагоны (с повышенной осевой нагрузкой 25 тс) составляли 2,3–2,8 млн руб. (далее везде цены указаны без НДС), то в настоящий момент стоимость вплотную приближается к отметке в 4 млн руб. (цены на полувагоны находятся в диапазоне 3,5–3,9 млн руб.). На типовой полувагон (осевая нагрузка – 23,5 тс) цены увеличились с 2,1–2,3 млн руб. до 2,7–3,1 млн руб. На инновационные зерновозы цены превысили 4 млн руб. и находятся на уровне 4,2–4,4 млн руб. (в январе 2017 г. цены были на уровне 2,8–3 млн руб.).
Мы ожидаем, что общая потребность в закупке новых вагонов в 2019–2030 гг. составит до 550 тыс. единиц. В случае равномерного распределения объема производства по годам подобной потребности достаточно для обеспечения равномерной загрузки производственных мощностей вагоностроительных предприятий и умеренной ценовой нагрузки на потребителей. В то же время существуют крайне высокие риски наличия пиков и падения объемов производства вагонов в связи со слишком высокими объемами закупок вагонов в периоды ажиотажного спроса.
Таким образом, мониторинг стоимости покупки новых вагонов и ставки предоставления, направленный на выявление стрессовых ситуаций на рынках производства и предоставления вагонов, необходим. При этом возможные негативные последствия подобного поведения рынков целесообразно нивелировать мягкими стимулирующими мерами экономического характера, например налоговыми и финансовыми льготами".