Отмечается снижение темпов прироста вместимости мирового контейнерного флота. Более того, на крупнейших судоверфях практически минимален портфель заказов на строительство контейнеровозов в перспективе после 2020 года. В формируемый Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры включены мероприятия, направленные на развитие основных транспортных железнодорожных коридоров Север – Юг и Запад – Восток. Не остались без внимания БАМ и Транссиб, через которые также осуществляются транзитные контейнерные перевозки. Что касается экспортно-импортных и внутренних контейнерных перевозок, то здесь стоит уделить внимание внутренним резервам повышения контейнеризации, которые были выявлены в результате анализа барьеров развития контейнерных перевозок в РФ.
Потенциал роста груженых контейнерных отправок оценивается в 6 млн TEU. Одно из условий роста – необходимость формирования опорной транспортно-логистической сети, что также предусмотрено в рамках президентского указа. Создание такой сети позволит эффективно распределить контейнерные грузопотоки между всеми видами транспорта. Например, автомобильному отводится роль вспомогательного, который будет осуществлять перевозки от/до мультимодальных центров (перевозки первой и последней мили). А инфраструктура железной дороги является каркасом сети перевозок. Только за счет этого возможно привлечь 2–3 млн TEU, которые в настоящее время перевозятся в/из морских портов автотранспортом вглубь страны, нанося существенный урон автодорожной сети. Анализ барьеров роста выявил отсутствие регулирования перевозок термических грузов автотранспортом, что дает значительное преимущество перед железнодорожным. Пересмотр норм перевозок скоропортящихся грузов позволил бы не только привлечь дополнительный объем грузов, но и сформировать равноценную конкурентную среду между автомобильным и железнодорожным транспортом при их перевозках.