Теперь о некоторых деталях. В стратегии под проекты, реализуемые сторонними инвесторами (без учета средств РЖД), приходится 3,986 трлн руб., из них на текущий момент твердо решена судьба только трех (из самых крупных) – уже реализуемых дороги Элегест – Кызыл – Курагино, Северного широтного хода и дороги Улак – Эльга.
Дальше идет проект ВСМ «Евразия», где активное обсуждение идет пока только в отношении участка Москва – Казань (1,6 трлн руб.), а участки Казань – Екатеринбург (420 млрд руб.) и Екатеринбург – Челябинск (402 млрд руб.) только в проработке. На таком же этапе находится и учитываемый в стратегии тоннель на Сахалин (537 млрд руб.).
Мы бы пока не стали говорить о том, насколько реально близок к реализации хоть один из трех проектов. Это проекты исключительно большого объема, и решения для них будут готовиться в индивидуальном порядке. Как показывает практика, даже для более приземленного проекта Элегест – Курагино решение готовилось очень долго, но оно несет сильные гарантии для инвестора (проект отрейтингован агентством «Эксперт РА» на довольно высоком уровне ruAA- для концессионера АО «ТЭПК «Кызыл – Курагино»). Структура сделки Северного широтного хода в деталях нам неизвестна. Самое простое условие для реализации – наличие грузовой базы. Тут, кстати, нужно упомянуть, что при соблюдении этого условия инициатива может идти и снизу, например как в случае озвучиваемого интереса группы «Сибантрацит» к строительству второй нитки Северомуйского тоннеля на БАМе. Но в стратегию он пока попал только на уровне финансирования разработки проектных решений непосредственно самого ОАО «РЖД».