В октябре нехватка вагонов сохраняется и для обеспечения зимнего завоза топлива, угольные компании совместно с операторами ПС приоритетно направляют вагоны на удовлетворение потребностей энергетиков. Текущий дефицит полувагонов в первую очередь связан с тем, что в 2015–2016 гг. было изъято с рынка и утилизировано большое количество вагонов – около 140 тыс. Рынок угля в 2017 году вырос после кризиса 2014–2016 гг., что создало дополнительный спрос на вагоны. Вагоностроители не успевают обеспечивать растущий спрос, хотя, например, Тихвинский завод в этом году произведет рекордные 14–15 тыс. полувагонов, в то же время "Алтайвагонзавод" практически остановил производство инновационных вагонов. Некоторое уменьшение доступного количества вагонов произошло также из-за масштабной ремонтной программы на сети РЖД, которая в 2017 году проводилась в рекордных объемах для последующего развития Восточного полигона. Кроме того, у отдельных операторов вагонов в текущем году ухудшились эксплуатационные показатели, например, вырос порожний пробег, время нахождения вагонов в ремонте. Ожидается, что к концу октября восстановится нормальный оборот вагонов в направлении Кузбасс – Дальний Восток и зимой дефицит вагонов традиционно сменится их профицитом.
В целом долгосрочный прогноз цен на уголь – занятие неблагодарное, рынок за последние 3 года показал волатильность до 50% в течение года. Большинство аналитиков при этом сходятся во мнении, что перевозка угля будет расти в основном в восточном направлении, в адрес потребителей стран АТР. Инфраструктура в этом направлении на горизонте 2020 года не будет ограничивать грузопоток. Снижение перевозок ожидается в адрес стран Северной Европы, а порты Азово-Черноморского бассейна РФ будут увеличивать объем перевалки.
Автор: Денис Илатовский, заместитель генерального директора, директор по логистике АО "СУЭК"
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.