Наблюдалось замедление динамики погрузки за июльского снижения перевозок нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений и некоторых других грузов. При этом погрузка угля, зерна и черных металлов оставалось на рекордном за последние годы уровне.
При этом за 7 месяцев текущего года на 0,3% увеличился оборот вагона. Если под грузовыми операциями составы стояли на 8,8% меньше по времени, то простои на промежуточных и технических станциях увеличились (соответственно на 14 и 13,2%).
Подвижной состав стоял, как правило, в ожидании погрузки. В ряде случаев ощущалась нехватка как маневровой, так и магистральной тяги, на что, кстати, указывает и снижение основного показателя локомотивной работы. Последняя причина повлияла и на некоторое увеличение времени нахождения поездов на перегонах.
При этом улучшился коэффициент порожнего пробега вагонов (отношение порожнего пробега к общему), что указывает на некоторое улучшение технологий управления парками – прежде всего при организации маршрутов и использовании универсального подвижного состава.
По некоторым видам специализированных вагонов (цементовозы, рефрижераторы, фитинговые платформы) данный показатель несколько ухудшился. В наибольшей степени это относилось к цементовозам.
Уголь остался в тренде
Погрузка каменного угля за 7 месяцев 2018 года увеличилась до 217,95 млн т, что на 5,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Как отметил руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, в январе – июле во внутреннем сообщении погрузка угля увеличилась на 2,7%, а на экспорт – выросла на 6,9%.
Значительно больше из РФ вывозили российского угля в ряд стран ЕС, включая Германию и Польшу. Кроме того, существенно увеличились поставки в страны АТР. Больше российского угля закупали и в Украине. Таким образом, пока прогнозов об изменениях мировой конъюнктуры и падении спроса на уголь давать не приходится. По прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос на уголь будет расти еще несколько лет.
Соответственно, выросла отправка угля с перевалкой через российские морские терминалы. Например, в июле 2018 года мурманские портовики вновь обновили рекордные показатели своей работы: среднесуточная выгрузка составила 652 вагона. Достигнут наивысший результат за предыдущие годы, отметил генеральный директор ПАО «Мурманский морской торговый порт» Александр Масько.
Традиционно высокой оставалась перевалка угля и на терминалах Дальнего Востока.
Урожай меньше, но погрузка подросла
За 7 месяцев 2018 года погрузка зерна выросла до 15,9 млн т, что в более чем в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По данным ИПЕМ, в январе – июле во внутреннем сообщении погрузка выросла на 17,4%, а на экспорт рост составил 86,7%.
Вместе с тем динамика перевозок зерна в середине лета стала замедляться. Это связано с тем, что, по данным Минсельхоза России, урожай зерна в этом году прогнозируется из-за погоды на 35 млн т ниже, чем в прошлом году.
Правда, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что пока говорить о том, что объемы вывоза зерна железнодорожным транспортом снизятся, рано: «Сейчас зерно кончилось на юге, и на экспорт начали вывозить из более далеких регионов, из которых целесообразнее везти не автотранспортом, а по железной дороге. Тарифы и скидки на перевозки имели значение, но на данный момент – дополнительный всплеск спроса и объемов перевозок».
По словам, А. Злочевского, это приводит к тому, что еще довольно длительный период будет сохраняться повышенный спрос на железнодорожный подвижной состав. Причем это происходит несмотря на то, что часть отправителей зерна и продуктов помола переключилась на автотранспорт.
Солидная прибавка
Высокий спрос сохранился на перевозки минеральных удобрений (погрузка за 7 месяцев 2018 г. составила 34,7 млн т, +4,6% к аналогичному периоду прошлого года). В январе – июле во внутреннем сообщении погрузка увеличилась на 7,1%, а на экспорт рост составил 2,9%.
Поскольку российские предприятия ищут новые рынки сбыта за рубежом, можно ожидать, что экспорт минудобрений падать, по крайней мере, не будет. В частности, в середине июля стало известно, что «ЕвроХим» подписал первое соглашение на поставку калийных и NPK-удобрений в адрес китайского производителя сельхозпродукции Heilongjiang Beidahuang Farms и планирует раширить производство калийных удобрений.
Этот и другие примеры указывают на то, что на рынке сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом, считает начальник аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова.
Больше отгружено за 7 месяцев 2018 года черных металлов (+11,6%), лесных грузов (+3,2%).
Отрицательный момент
Вместе с тем зафиксирована отрицательная динамика погрузки по таким номенклатурам, как строительные материалы (-4,2%). Это связано с тем, что в январе – июле во внутреннем сообщении погрузка снизилась на 4%, а на экспорт – на 20%.
Снижение погрузки строительных грузов, по данным ИПЕМ, обусловлено завершением активной фазы реализации ряда инфраструктурных проектов с государственной поддержкой и сохранением ситуации на рынке жилищного строительства, характеризующейся нестабильным спросом на перевозку. На текущий момент реализация отдельных инфраструктурных проектов, возведение школ, больниц, дорог и газовых сетей не меняет общего положения дел, экономика отрасли продолжает проседать.
Отрицательная динамика за 7 месяцев 2018 года отмечена также по погрузке металлоконструкций (-2,9%), цемента (-5,5%), гранулированных шлаков (-6,8%), бумаги (-2,3%), промтоваров (-5,6%) и сборных грузов (-8,6%).
Авто переезжает рельсы
Одна из причин падения погрузки – переключение некоторых номенклатур на другие виды транспорта. В частности, перешли на автодороги владельцы скоропортящихся грузов, продуктов помола, различной техники, в том числе производственной, и некоторых несырьевых товаров.
То, что динамика роста объемов погрузки автотранспортом, зафиксированная Росстатом, официально ниже, чем по сети РЖД, означает, что в ней учитываются не все выполненные грузовиками маршруты. Однако после того, как будет отлажена работа системы «Платон», статистика может показать несколько иные результаты.
По опросам автоперевозчиков, сейчас на рынке дальних и большегрузных перевозок наблюдается оживление.
Например, по данным аналитического бюро Eurostatica, в прошлом году объемы перевозки автотранспортом железа и стали из России в страны ЕС увеличились на 16,3% по сравнению с 2016 годом, стекла и изделий из него – на 42,9%, различной химической продукции – на 13%, алюминия и изделий из него – на 7,6%. Этот процесс по данным номенклатурам продолжился и в 2018 году.
Всплеск автомобильных перевозок также связан с расширением продаж сетевого ритейла в российских регионах. В результате на автотранспорт ушли дополнительные объемы рыбы и пива.
В последнем случае, по данным председателя совета Союза российских пивоваров Андрея Губки, продажи пива в натуральном выражении в России выросли на 8%.
При этом железнодорожные перевозки пива сократились. И поставщики начали использовать автотранспорт не только при перевозке пива на расстояние до 1 тыс. км, но и на 2–3 тыс. км.
Логистика требует внимания
Приведенные примеры заставляют задуматься о необходимости совершенствования логистики на сети РЖД, считает ведущий эксперт по логистике компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов.
Как считает заместитель генерального директора по логистике ПГК Андрей Рыженков, необходимо расширить практику отправки поездов по расписанию, расширять комплекс услуг, обеспечивая перевозку грузов от двери до двери и точно в срок.
«На наш взгляд, дополнительный грузопоток на железнодорожный транспорт можно привлечь за счет предоставления дополнительных скидок к тарифам при гарантированном объеме погрузки, упрощения процедуры оформления перевозочных документов и развития сервисной составляющей», – добавил А. Рыженков.
У железной дороги есть инструменты для того, чтобы вернуть себе часть высокодоходных грузов, полагает и генеральный директор компании «РЖД Логистика» Вячеслав Валентик. Привлечь больше клиентов и грузов на железную дорогу можно новыми качественными сервисами.