Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров на встрече с участниками транспортного рынка пообещал, что железные дороги должны вывозить все грузы, которые предъявляет рынок. Поэтому на сети выполняются масштабные инфраструктурные проекты.
Правда, их завершение и эффекты ожидаются в последующие годы. А сейчас усилия компании прежде всего направлены на повышение эффективности технологических процессов и увеличение скорости доставки. В текущем году поставлено целью обеспечить прибытие 99% грузовых отправок в установленные сроки (в 2018 г. – 96,7%).
В ближайшей перспективе ожидается улучшение в части перевозок в российские морские порты. В частности, в январе – феврале текущего года погрузка экспорта на направлении к портам выросла до 52,4 млн т (+4,4% к аналогичному периоду 2018 г.).
Угольная лихорадка
Прежде всего в направлении морских терминалов увеличился экспорт угля – на 8,6%. Стивидоры в феврале наверстывали упущенное в предыдущий период. В частности, в январе на двух крупных специализированных терминалах ремонтировали вагоноопрокидыватели.
Экспортные отправки по железным дорогам также подстегнул спрос на российский уголь в ряде стран, в том числе, на Украине. Там все-таки решили больше покупать российского сырья в 2019 году, хотя часть его поставок идет путем реэкспорта через Украину. Соответственно, выросли поставки и в эту страну.
Суммарно доля отправок угля на экспорт составила около 68%. Остальная часть была погружена на нужды металлургии и тепловых электростанций.
Перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях. В целом же на сети РЖД погрузка угля в январе – феврале 2019 года выросла на 3,2%.
Остается добавить, что суммарная добыча угля в России выросла в начале 2019 года на 4,6%, судя по данным Росстата. При этом часть угля пополняла сократившиеся в январе складские запасы, которые сократились на 900 тыс. т. Это повлияло на то, что динамика железнодорожной погрузки оказалась несколько ниже темпов роста добычи угля.
Стабилизированный налив
Погрузка нефти и нефтепродуктов в январе – феврале текущего года составила 39,5 млн т (+0,1%). Положительная динамика была достигнута в основном за счет экспорта.
Погрузка этой номенклатуры в адрес российских морских портов в январе – феврале 2019 года выросла на 5,4%. Этот результат на 0,2 п. п. выше итогов января, что указывает на скромное, но тем не менее ускорение. Политика ОАО «РЖД» на предоставление понижающих коэффициентов к действующим тарифам на нефтегрузы в 2019 году приносит свои плоды.
Несколько подпортило общую картину сокращение российских поставок в Белоруссию, что может быть связано с затянувшимися переговорами обеих стран по компенсациям для республики потерь от налогового маневра в нефтяной отрасли РФ. Белоруссия требует от России субсидировать ее НПЗ в размере $2 млрд в год, но РФ пока не готова на такие траты, предположила заместитель директора по аналитическим исследованиям ОВК Лейсана Коробейникова.
Горные рекорды и сдержанность металла
Погрузка железной и марганцевой руды в январе – феврале 2019 года выросл на 19,1 млн т (+8,1%). Драйвером выступил экспорт. Погрузка руды в направлении российских морских терминалов выросла на 23,6%.
Прогнозы по поводу мирового рынка ГМК звучат разные. Однако многие ожидают достаточно теплой весны. В этом смысле характерно заявление бразильского производителя стали и железной руды CSN об ожидании увеличения стоимости стали уже в марте. Это результат использования более дорогих слябов и лимитированных их поставок. Рост на них оценивается в диапазоне 10–15%.
Спрос на российскую руду связан с подобными прогнозами. Кроме того, из-за аварии плотины в производственной зоне фирма Vale значительно сократила поставки железной руды. Цены на горную породу выросли значительно. Соответственно, увеличился и российский экспорт.
Однако пока увеличение погрузки черных металлов незначительное – до 12,7 млн т (+0,5%), что связано с политикой, которую проводят против российской стали США и страны ЕС. Поэтому итоговую положительную динамику перевозкам металлов на сети РЖД обеспечили внутренние перевозки.
Отметим, что металлурги озабочены слабым мировым спросом на российскую сталь. «Таким образом, мы ожидаем, что рынок останется на текущих уровнях», – заявил, например, заместитель генерального директора по финансам и экономике компании «Северсталь» Алексей Куличенко. Подобные настроения объясняют, почему отправки в адрес морских портов оказались неравномерными. Особенно заметно сокращение перевалки, судя по данным АСОП, на терминалах Балтики.
Нестабильной также остается ситуация вокруг экспорта лома. По сведениям депутата Госдумы Андрея Лугового, в документах, которые поданы в правительство РФ, предложено ввести меры прямого регулирования оборота лома черных металлов и рассмотреть возможность запрета его экспорта. Такая инициатива рассматривается и в профильных министерствах, подтвердили в Ассоциации ломопереработчиков НСРО. Неудивительно, что на этом фоне погрузка лома на сети РЖД сократилась на 4,9%.
Стройка жива, но плохо грузит
По целому ряду позиций в январе – феврале 2019 года погрузка также ушла в отрицательную зону. Это строительные грузы (-7,6%) и цемент (-3,5%). Заметим, что, по данным Росстата, производство щебня в январе текущего года в России выросло на 1,1% по отношению к тому же месяцу прошлого года.
В частности, основной рост отмечен в Сибири, на Урале и в центре России. Однако на Юге, Северо-Западе и Дальнем Востоке РФ был зафиксирован спад, что, собственно, и увело итоговый результат вниз. Кроме того, в ряде регионов увеличили перевозки стройматериалов автомобильным транспортом из-за высоких цен на железнодорожные перевозки.
Для того чтобы скомпенсировать стоимость вывоза щебня по сети РЖД, некоторые карьеры были вынуждены увеличить цены на свою продукцию, что также не способствовало росту железнодорожной погрузки. Особенно это заметно на примере ряда карьеров Северо-Запада РФ.
Аналогично вели себя поставщики цемента. Причем отпускные цены у них поднялись выше, чем у щебеночников. И это несмотря на то, что для зимы более характерно снижение прайсов, отметили в Союзе строительных объединений и организаций.
По данным ОАО «РЖД», снижение предъявления строительных грузов связано с нестабильным спросом на рынке, снижением жилищного строительства и ростом задолженности строительных компаний. Карьеры, со своей стороны, не хотят грузить в кредит.
У зерна и леса – раскачка
В связи с отменой понижающих коэффициентов к действующим тарифам РЖД и исчерпанием излишков запасов снизились экспортные перевозки зерна (-8,3%). И несмотря на рост внутренних перевозок, рухнувший экспорт утянул за собой погрузку зерна вниз.
Погрузка минудобрений в январе – феврале увеличилась на 2% – прежде всего благодаря внутренним перевозкам. Тогда как экспорт, наоборот, сократился – преимущественно снизились поставки в Китай, где, по оценкам НАПСКиП, на 2 млн т прибавились внутренние запасы зерна.
Незначительно сократилась погрузка леса (-0,3%). В ОАО «РЖД» это объяснили введением ограничений на экспорт из РФ ряда древесных пород, в частности березы и лиственницы. Кроме того, часть пиломатериалов переключилась на контейнеры и ушла из профильного раздела учета на сети РЖД.
Несмотря на эти обстоятельства, погрузка лесных грузов в адрес российских морских портов увеличилась на 4,4%, бумаги – на 5,4%. Основные потери – за счет перевозок на экспорт через сухопутные погранпереходы и на внутренних маршрутах. Спрос на пиломатериалы внутри РФ снизился, отчасти из-за снижения платежеспособности населения, отчасти из-за роста цен на лес.