По данным участников рынка, январь мог обеспечить и лучшие показатели, но этому помешала снежная и морозная погода. На ряде направлений образовались заторы. В результате в январе пришлось ввести 17 конвенций (см. тексты телеграмм в адрес 75 дорог об ограничениях или запрете погрузки в электронных выпусках № 767–769 и печатной версии № 1–2 (331–332) журнала РЖД-Партнер Документы). Из общего количества 13 конвенций касались перевозок в направлении российских портов, остальные – погранпереходов (в основном в адрес Молдавии и Украины).
Основная причина увеличения конвенций – несвоевременная выгрузка вагонов операторами морских терминалов норм по выгрузке вагонов, отметил заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник управления движения ОАО «РЖД» Анатолий Кужель.
По данным ЦФТО, конвенции оказали заметное влияние на погрузку. Из-за них клиенты в январе 2019 года не смогли перевезти, по оценкам специалистов, 574 тыс. т грузов.
Уголь всему голова
Уголь в январе вновь пошел в рост: погрузка составила 32,9 млн т (+5,2%). Она могла быть и больше, но конвенции на вывоз этой номенклатуры были объявлены на всех основных направлениях – в том числе в адрес АО «Ростерминалуголь», АО «Находкинский МТП», АО «Торговый порт Посьет», АО «Восточный Порт», ПАО «Новороссийский МТП», АО «Туапсинский МТП».
Много брошенных поездов скопилось на Юге – в основном из-за непогоды, которая вызвала перебои с обработкой флота у причалов. В результате стивидоры обрабатывали только менее половины от заявленных объемов угля.
На Дальнем Востоке они столкнулись с нехваткой пропускной способности железнодорожных путей – как в зоне ответственности ОАО «РЖД», так и на путях необщего пользования. По словам стивидоров, в свою очередь, они не ожидали подобного наплыва угля в январе. А в Посьете, по данным группы «Мечел», именно в этот период взялись ремонтировать свой второй вагоноопрокидыватель.
Появились брошенные поезда и на Северо-Западе РФ. И тоже во многом из-за вагоноопрокидывателя. Его в декабре 2018 года в АО «Ростерминалуголь» заменили. В январе вагоноопрокидыватель должен был заработать в полную силу, но вместо этого наладка оборудования затянулась. А в итоге пришлось отставить от движения на путях ОЖД 31 поезд с углем и на дальних подходах к Усть-Луге – еще 21 поезд, рассказал начальник отдела информационного анализа и прогноза логистического центра Октябрьской дирекции по управлению движением Максим Фищук.
Забит углем оказался и Мурманск. В итоге в январе по пути к его причалам остановилось 42 поезда.
Простои полувагонов с углем на морозе увеличили риски подачи вагонов клиентам с коммерческими неисправностями: уголь спекался и примерзал к полу и стенкам. Это не порадовало других клиентов, которым такие вагоны подавали под погрузку. Соответственно, на очистку тратилось время, что снизило оборот подвижного состава.
Нефть и морозы
Нефтепродукты стали еще одной номенклатурой, на погрузку которой в январе 2018 года на сети вводили конвенции. Например, на Юге, как следует из телеграмм, цистернами с нефтепродуктами были забиты пути на подходе к Новороссийску и Туапсе, а мазутом – к Находке.
Это стало одной из причин того, что нефти и нефтепродуктов в январе перевезли 20,7 млн т (-0,1%). Морозы усугубили положение дел: из-за них прокачка на эстакадах замедлилась. А в АО «Усть-Луга Ойл» в январе не смогли принять все заявленные объемы темных нефтепродуктов, потому что не успели вовремя очистить пути от снега. И на подходах к терминалу застряло 47 поездов.
Другой причиной главный эксперт-аналитик отдела грузоперевозок ИПЕМ Дмитрий Нарежный назвал то, что с 1 января 2019 года в России начался завершающий этап налогового маневра в нефтяной отрасли, который вызвал в структуре погрузки снижение доли темных нефтепродуктов. По данным участников рынка, в январе также прозвенел тревожный сигнал, который свидетельствует о риске нехватки бензиновых цистерн под погрузку. А ведь светлые нефтепродукты могли смягчить спад. Тем более что их приток стимулировали понижающие коэффициенты к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01.
Из положительных факторов стоит отметить рост доли маршрутизации перевозок нефтепродуктов. В частности, Ростовским филиалом АО «ПГК» совместно с «РН-Трансом» увеличились перевозки нефтепродуктов от станции Сызрань в адрес порта Туапсе. Это помогло ускорить оборот и обеспечить растущие потребности клиентов в цистернах.
Положительный пул
На сети также отмечена небольшая прибавка в погрузке минудобрений – 5,3 млн т (+2,1%). В ИПЕМ ожидают, что динамика роста сохранится и в последующие месяцы 2019 года. Росту погрузки в том числе будет способствовать развитие производственных мощностей.
Положительная динамика также отмечена и в перевозках леса – 3,6 млн т (+6%). Этому способствует проводимая государством политика по стимулированию переработки древесины на территории РФ, что обеспечивает прибавку во внутреннем сообщении при сохранении благоприятной конъюнктуры по экспорту. Кроме того, как сообщил представитель компании-переработчика древесины, снежная зима способствует активному вывозу сырья с делянок заготовителями. Сыграл свою роль и активный вывоз круглого леса в Китай. По мнению вице-президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР) Андрея Фролова, экономических резонов для снижения объемов его поставок в КНР сейчас нет.
Выросли на 17,9% перевозки контейнерных грузов – в основном за счет новых маршрутов. Так, например, 31 января в Калининград прибыл из китайского Даляня (через ст. Забайкальск) первый контейнерный поезд из 42 вагонов с полимерным сырьем, сообщил начальник отдела логистики калининградского предприятия Виктор Чумаченко. «Росту объемов по этой номенклатуре в том числе способствовало продление на 2019 год понижающего коэффициента 0,928 на экспорт контейнеров через погранпереходы Забайкальск и Наушки», – отметил представитель ЦФТО.
Выросли перевозки кокса (+9,1%) и сохранились на высоком уровне темпы роста погрузки железной руды (+7,5%), что указывает на краткосрочную паузу сегменте отправки по сети РЖД черных металлов и в дальнейшем. Меткомбинаты в настоящее время, по-видимому, балансируют спрос и предложение на рынках. На это же указывают и представители трейдеров. Поэтому январь несколько охладил динамику погрузки черных металлов. Тем не менее она осталась положительной (+0,1%).
Как поднять тех, кто ушел вниз?
Вместе с тем целый ряд номенклатур потянул погрузку вниз. Это, в частности, лом черных металлов (-10,5%), цемент (-7,5%), стройматериалы (-5,1%), химикаты и сода (-5%), цветная руда и серное сырье (-4,4%).
Особо стоит выделить спад в погрузке зерна (-8,5%). Многие участники перевозочного процесса отмечали, что существующий парк грузовых вагонов не позволяет обеспечить вывоз зерна в полном объеме. Это вынуждало грузоотправителей искать альтернативные способы транспортировки. Например, в этом году АО «ФГК» предложила клиентам перевозить зерно в полувагонах с использованием мягких вкладышей.
В ряде случаев грузоотправители переключились на автотранспорт. Причем текущие цены у автоперевозчиков низкими назвать нельзя – они просто вернулись к уровню умеренного спроса, который существовал на рынке до вывоза рекордного урожая 2017 года.
Но те клиенты, кто не захотел перейти на автотранспорт, стали инвестировать в подвижной состав. В частности, экспортер ТД «РИФ» недавно приобрел в лизинг 1,5 тыс. хопперов. Таким образом, ситуация в январе – это в какой-то мере следствие неравномерности отправок зерна на внешние рынки.
В ОАО «РЖД» планируют в I квартале 2019 года встретиться с грузоотправителями и обсудить меры по увеличению погрузки зерна, сообщил в конце января заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. В частности, по его словам, речь идет о возможности использования различных типов подвижного состава для перевозки зерна, установки мини-элеваторов на грузовых дворах и укрупнения партий от небольших грузоотправителей. Это поможет использовать сервис «Грузовой экспресс», чтобы ускорить оборот вагонов и тем самым смягчить дефицит зерновозов. Такой механизм, кстати, уже проработан для маршрута с лесными грузами из Удмуртии в Китай.