Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Тут главное, чтобы никто не мешал пассажиру думать эту самую думу. Или дремать под перестук колес. Так нет – мешают. Скажем, бьют по струнам гитар и балалаек (и одновременно по ушам пассажиров) разночинные барды, дерут луженые глотки, выкрикивают что-то про свой товар коробейники: то пластырь, то овощерезки норовят подсунуть. Единственный способ сохранить нервы в такой обстановке – заткнуть слуховые отверстия наушниками и включить медиаплеер.
Однако такой способ борьбы с раздражителями не поможет, если в вагон подсядет этакий колоритный тип – не герой из стихотворения Некрасова, конечно, а просто-напросто бомж. Нос тут уже не заткнешь. От запахов никуда не денешься. И вместо думы на языке одни неприличные слова вертятся, а не поэзия…
Поэтому идея Минтранса уточнить, на каких именно основаниях путешествующих могут высадить из вагона, исходила из самых лучших намерений. Ведь раньше нарушением считалось несоблюдение правил проезда и общественного порядка, а также нарушение спокойствия. А что именно под этим подразумевалось – непонятно.
Теперь вот уточнили: нельзя шуметь, галдеть и находиться в грязной одежде. Или если она испускает зловоние. Теоретически это правильно. Но известно, куда именно вымощена дорога благими намерениями. Ну, туда, где еще больше плохих запахов, да еще и очень жарко.
Действительно, пригородная электричка стала уже не просто транспортным средством, а папертью, магазином на колесах и балаганом одновременно. С этим явлением толком никто не борется, хотя и без новых поправок в правила перевозок есть для этого все законные основания.
Согласно букве закона, торговля вне специально отведенных для этого мест для физических лиц карается штрафом до 5 тыс. руб. Причем пение и попрошайничество тоже вполне можно рассматривать как незаконное предпринимательство.
Предлагалось за это увеличить размеры штрафов. Но этот вопрос как-то канул в Лету. Потому что наказать нарушителей могут только сотрудники транспортной полиции, а их днем с огнем не сыщешь. Пройдут пару раз за год по поезду. Никого, естественно, не встретят на пути: все торговцы перед рейдом успевают заблаговременно испариться или замаскироваться под рядовых пассажиров. Потом, как говорится, на колу мочало…
А среди бомжей вообще изобретательные люди есть. В Москве бездомный отсудил у сети фитнес-центров Parislife более 140 тыс. руб. Мужчина долгое время жил в фитнес-клубе и спал прямо на матах. Бомж купил круглосуточную безлимитную годовую карту. И ему ничто не мешало занимать лежачее место и арендовать шкафчик.
Туда он и сложил свои вещи – всякое барахло. Бомжа в итоге лишили ночлега. А он подал в суд с иском о том, что у него, незаконно вскрыв шкафчик, похитили кучу ценностей. И суд решил, что условия договора с клубом, позволяющие администрации одностороннее расторжение за нарушение правил, ущемили права бездомного. В итоге в его пользу было взыскано больше 140 тыс. руб., 30 тыс. составила компенсация за моральный ущерб.
Вроде бы свод правил, нормативов и законов, авторы которых исходили из благих намерений, расширяется. Вот только на практике эти документы действуют странновато. К тем, кто действительно раздражает пассажиров, мер практически не применяют, сколько бы разных поправок в законы ни вносилось.
При этом под раздачу может случайно попасть ни в чем не виноватый человек. Как заметил председатель Союза пассажиров России, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков, новые поправки в правила составлены так, что в принципе придраться можно будет к любому. Например, к тому, кто случайно испачкался, выбрал неудачную косметику или к инвалиду. И с другой стороны, если бомжу необходимо добраться до ночлежки или приюта, то что – ему в электричку уже и двери должны быть закрыты?
В сфере регулирования есть слишком много белых пятен. Сейчас, например, оставлены действующими около 20 тыс. нормативных актов эпохи Министерства путей сообщения. И многие из них касаются ключевых понятий, касающихся работы железнодорожного транспорта. В Минтрансе же их обновляют по чайной ложке, потому что не успевают переработать вал документов. Но тогда непонятно, зачем тратить время на выработку правил, которые абсолютно ничего не меняют и просто сотрясают воздух. От них много шуму – и ничего!