Гаджет – друг человека, но скоро и он не выручит. Потому что на охоту за нарушителями правил движения выходят дроны. В конце декабря два десятка новых беспилотников, говорят, поступят на службу столичной ГИБДД. И за ситуацией на автотрассах Москвы будут следить не только патрули и камеры, а еще и квадрокоптеры.
Правда, поначалу они будут собирать данные о пробках и ситуациях на местах ДТП. Однако, как отмечают эксперты, скоро дроны смогут сами выявлять и даже преследовать нарушителей.
Вот, к примеру, едешь себе поздно вечером по дороге. Захотелось прокатиться с ветерком. Жмешь на газ, предвкушаешь удовольствие. Но выкрутасы не остаются незамеченными. Где-то там, высоко в небе, гордо реет… нет, не буревестник, а полицейский дрон. И портит настроение предписанием заплатить штраф.
Разве только к тому времени не появится какой-нибудь новый приборчик. И научится он услужливо извещать хозяина, мол, поблизости в небе висит недремлющее око квадрокоптера.
Впрочем, надо полагать, что в автономные полеты дроны будут отправлять еще не скоро. Сначала, по-видимому, следует определить, в каких зонах они могут летать, а в каких нет.
Небо так или иначе они постепенно будут заполнять. Но нельзя же это делать бессистемно. Тем более что вряд ли маленький аппарат в конечном итоге устроит полицейских. Ведь такой аппарат не сможет устойчиво нести службу, скажем, в непогоду или при внезапных порывах ветра.
Вот что будет, если, например, полицейский дрон рухнет наземь из-за неисправности? Я бы, во всяком случае, не хотел, чтобы во время прогулки по городу или по пути в офис на голову мне свалилась подобная конструкция.
Вот не зря же на Красной площади выставлен знак «Бесполетная зона». Там точно нельзя летать. А где можно – еще никто точно не определил. По крайней мере, с точки зрения безопасности для голов обитателей мегаполиса.
Кстати, правила полетов для дронов в США предусматривают, что управлять ими можно только в светлое время суток и само устройство должно находиться в пределах видимости пилота. Значит, не такие уж надежные это пока птицы, что за ними требуется присматривать человеку.
Или вот еще случай: недавно лондонский аэропорт Гатвик временно прекратил работу после того, как в его воздушном пространстве были замечены два беспилотника. Из-за них в аэропорту было отменено 760 рейсов, 110 тыс. человек не смогли вылететь своими рейсами.
Английская полиция оказалась бессильной против двух дронов. За ними даже предлагалось начать охоту снайперам, но стрелять так и не решились, потому что никто не мог точно сказать, как могут себя повести пули в случае промаха.
Для того чтобы обезвредить летательные аппараты, потребовались почти сутки. Выследить злоумышленника пытались с вертолета. Но каждый раз, когда полиции казалось, что она приближалась к оператору, беспилотники исчезали. Но потом появлялись откуда-то с другой стороны. Предположительно, такой трюк удался, потому что оператор перемещался на автомобиле. Руководство аэропорта отметило: речь шла о некой сознательной акции, причем хорошо просчитанной.
Беспилотники – новое явление в авиации, и во многих странах нет четкого представления, как регламентировать тот или иной вопрос, связанный с их использованием. Причем, как выясняется, следует продумать и то, как при необходимости устранять дроны.
Представьте себе: а ну как управление полицейским дроном в Москве перехватит хакер? В Южной Корее на этот счет, кстати, уже ищут противоядие: над стадионом во время зимней Олимпиады в воздушное пространство намечено запустить особых охранных беспилотников, которых вооружат сетями. Они должны будут сбрасывать сети на аппараты, чей полет не санкционирован.
В общем, пока, как быть с дронами в мегаполисах – дело ясное, что дело темное. Но разбираться как-то, наверное, настала все-таки пора.