1 декабря 2023 года. В тот день автомобилист на собственном автомобиле припарковался у института адвокатуры на Казанской улице в Петербурге. Стоять на этой улице бесплатно нельзя, поэтому автомобилист оплатил парковку и вышел из автомобиля. Позже, завершив дела, автовладелец вернулся в автомобиль и, как он заявил в суде, покинул место парковки. А далее произошло невероятное, ему понадобилось вернуться в институт адвокатуры и (о чудо!) то место, на котором он припарковался в первый раз, оказалось свободным. Автовладелец оплатил и вторую парковку.
8 декабря 2023 года. Автовладелец получил штраф в 3 тыс. руб. За неоплату парковки.
Автовладелец обратился в Куйбышевский районный суд. В иске он попросил отменить это постановление и прекратить производство по делу. По мнению истца, он ничего не нарушал. В доказательство этого мнения он предъявил в суде документы, подтверждающие оплату парковки. Обе оплаты.
Ответчик – петербургский Комтранс – предоставил промежуточную фотофиксацию автомобиля. По мнению Комтранса, автовладелец никуда не уезжал, а просто стоял без оплаты на земле, на которой стоять бесплатно запрещено, а значит, подлежит штрафным санкциям.
Суд признал, фотографии от Комтранса «в очень низком качестве, не позволяющем достоверно определить местонахождение транспортного средства на парковке».
«Суд учитывает положения ч. 4 ст. 1.5. КоАП о толковании неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в пользу этого лица», – отметил судья.
Штраф отменили. В суде признали отсутствие события правонарушения.
Прецедент
В Петербурге такого еще не было: Комтранс всегда добивался оплаты штрафа.
Хотя я тут не прав. Не всегда. Мировому судье судебного участка № 81 с апреля по май 2024 года поступило 13 протоколов в отношении Окунева Леонида Петровича по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ – уклонение от исполнения административного наказания. Л. Окунева, 1925 года рождения, неоднократно подвергали административному наказанию по ст. 37-2 (платная парковка) Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 № 273-70. Назначали ему штрафы в 3 тыс. руб., а он не оплачивал. И, как внезапно выяснилось в суде, Леонид Петрович умер за 17 лет не только до судебного заседания, но и даже до назначения ему штрафа за неоплаченную парковку.
Комтранс получил из суда документ с формулировкой: «Лицо, в отношении которого должностные лица Комитета составляют протоколы, скончалось 17 лет назад. Просим принять к сведению».
В суде Петербурга есть такое дело: автовладелец получил от Комтранса штраф на 3 тыс. руб. Вина автовладельца установлена и почти доказана. Но есть одно «но». В суде автовладелец заявил, что остановился он на земле, на которой нельзя стоять бесплатно, не просто так, а по требованию госавтоинспектора. Он предъявил доказательства: штрафные санкции от ГИБДД.
«Таким образом, суд пришел к выводу, что версия о том, что им была осуществлена остановка и стоянка транспортного средства в зоне действия дорожного знака 3.27 по законному требованию инспектора ДПС, нашла свое объективное подтверждение», – сообщил суд и отменил постановление Комтранса.
Ответственность за обоснование невиновности оштрафованного человека в суде полностью лежит на нем самом, настаивает петербургский Комтранс. Доказательствами служат как штрафные санкции от госавтоинспекции, записи о смерти автовладельца и данные спутниковых систем, которые отслеживали передвижение автомобиля. Комтранс тоже систему наращивает и усиливает. Сообщается, организация автоматической фотофиксации усовершенствована для повышения качества и содержательности материалов, подтверждающих факт совершения правонарушений. Теперь даже контролеры с «парконами» передвигаются иначе, но в комитете не раскрывают подробности.
«Полагаем, что распространение информации о методике, применяемой комитетом по транспорту для дополнительного уточнения фактов нарушения правил использования платных парковок, может негативно повлиять на соблюдение административного законодательства в Санкт-Петербурге и увеличить число фактов нарушений правил использования платных парковок со стороны недобросовестных собственников транспортных средств», – сообщает пресс-служба.
Ответный удар
Почти 590 тыс. постановлений о нарушениях в зоне платной парковки вынесли в 2023 году. В судебном порядке обжаловали более 2 тыс., отменили – 191. Во внесудебном – поступило почти 6,4 тыс. жалоб, из них отменено 1,8 тыс.
А в это время петербуржцы заявляют о появлении в зонах платной парковки блокираторов колес. Сообщается, их используют приставы для предотвращения оставления места совершения исполнительных действий должниками. Получается, должники рискуют не только остаться без транспортного средства до решения вопроса, им грозит штраф за бесплатную стоянку на земле, на которой нельзя стоять бесплатно. В Центре управления парковками считают, что это – в рамках закона: автовладелец продолжает нести ответственность за оплату парковки даже при использовании блокиратора.
Автовладелец, который смог отстоять право не оплачивать ошибочно назначенный штраф, намерен помогать и другим автовладельцам. Ведь он не просто так парковался у института адвокатуры. Он повышал свою юридическую квалификацию. Впрочем, петербургский комитет по транспорту использовал попытку оспорить решение Куйбышевского райсуда, настаивая на том, что виновность автовладельца доказана, а председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев не согласен с решением суда. Однако суд сообщил в своем решении, что само по себе несогласие должностного лица с оценкой собранных по делу доказательств не является основанием для отмены или изменения судебного акта.
«Доводы сводятся к несогласию с выводами, изложенными в обжалуемом решении судьи районного суда, однако не содержат правовых оснований для отмены либо изменения указанного судебного акта, в связи с чем подлежат отклонению», – сказано в решении Горсуда. Оно вступило в силу в июле.