Писатель-фантаст Айзек Азимов создал три закона робототехники еще в 1942 году, почти 80 лет назад. Первый закон категорически запрещает роботу вредить людям, второй приказывает роботам подчиняться людям до тех пор, пока это не станет противоречить первому закону, и, наконец, третий закон приказывает роботу защищать свою жизнь, не нарушая первых двух.
Но человечество знает случаи, когда робот не исполнил правила. Первый случай смерти человека от робота произошел в 1979 году. Место трагедии – завод Ford в штате Мичиган. Последний – в Южной Корее, меньше месяца назад. Робот принял сорокалетнего сотрудника распределительного центра в Гонконге за коробку красных перцев, потому что тот держал коробку со штрих-кодом.
Спасатели демонтировали роботизированную руку. Пострадавшего доставили в больницу. Но спасти человека не смогли.
Люди гибнут и в беспилотной технике. В мае 2016 года владелец автомобиля Tesla Model S выехал на полосу, по которой ехал тяжелый грузовик с прицепом. Ни человек, ни система автопилота автомобиля не заметили светлый тягач на фоне яркого неба. Тормозная система электромобиля не спасла от аварии с летальным исходом.
Правило последнее
Человечество в зоне прилета аэропорта, из которой извлечен искусственный интеллект (ИИ), чувствует себя плохо: в ночь с 28 на 29 ноября я бегал с чемоданами по аэропорту Пулково из-за отключенных багажных лент. Человечество без роботов бредет на стойку регистрации, переругивается, пока багаж взвешивают, оформляют на рейс, наклеивают бирки. Переругавшись в этой очереди, человечество бредет на стойку приема багажа. Конечно, все стоят в очереди. Потому что интроскопов всего два – по одному на внутренние и международные рейсы. Без роботов и ИИ уже невозможно!
О внедрении ИИ сейчас не говорит только ленивый. В Петербурге на этой неделе закончился Международный форум-выставка «Российский промышленник». Бизнес, чтобы повысить прибыль, внедряет ИИ и в сельское хозяйство, и в автомобилестроение, и на предприятиях, оказывающих услуги по пассажирским перевозкам. ИИ выживает человечество, потому что так, если верить ученым, и прибыль выше, и ошибок меньше. И если верить в крамольное умозаключение Александра Бухановского, руководителя исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта университета ИТМО, то ИИ только не обучает студентов и ученые не используют его в науке. Не учит, потому что еще сам глуп, а в научной деятельности его не применяют, потому что ученые применяют «ИИ как средство малой механизации, а не как средство генерации новых знаний». Но это – пока.
Этой зимой люди спасают роботов-доставщиков, которые с обреченной настойчивостью штурмуют сугробы. Яндекс говорит, в роверов третьего поколения «внесены изменения в конструкцию, улучшающие их способность преодолевать препятствия на дорогах», они способны преодолевать бордюры и поребрики высотой до 10 см, передвигаться по бездорожью и справляться со снежными условиями. Но в Москве и Петербурге снегопады. А их не ждали ни роботы, ни городские власти.
Население городов властям помогать не спешит, но роботов из сугробов спасает.