Как же так: для настоящего беспилотника вообще не требуется рабочее место для машиниста. Это безлюдная технология, такая как, например, внедрена во Франции или Дубае. В чем же дело?
А в том, что за рубежом беспилотники относят к автоматизированным системам класса 4, который позволяет подвижному составу ездить без машиниста. Соответственно, в кабине и место для него не предусмотрено. Пассажиры первого вагона видят через лобовое стекло тоннель и рельсы. В России к беспилотникам относят также системы класса 3, которые автоматизируют ряд функций, но не все, и требуют присутствия в кабине водителя.
Стремление сохранить ручной привод в цифровых технологиях в России иногда принимает достаточно странные формы. Например, после теракта в петербургском метро объяснили причину, по которой злоумышленники смогли просочиться в подземку, тем, что на станции за безопасностью следят три человека, а надо, чтобы было пять. И недавно производился дополнительный набор.
Формально звучат отчеты о переходе на безлюдные или, по крайней мере, малолюдные технологии на транспорте. Однако в реальности те функции, которые планировалось передать под управление цифровых систем, будет выполнять персонал, так происходит и в логистике.
Если на Западе на складах все чаще ставят роботов, внедряют беспилотные погрузчики, полностью автоматизированные штабелеры и сортеры, то в России по целому ряду причин поступают весьма оригинально.
Нельзя сказать, что не осваиваются передовые технологии. Однако когда дело доходит до практики, нередко выбор падает лишь на отдельные компоненты цифровых систем. Те, без которых уже совсем не обойтись в XXI веке, а все остальное стремятся по старинке переложить на человека.
Например, на складах появлются сортеры – автоматизированные линии для сортировки посылок, ящиков или коробок. На Западе подобные машины избавляют персонал от самых тяжелых и нудных операций. Однако у нас как-то иначе получается: вроде и западную автоматику на логистических терминалах в технологические процессы вписывают, но все равно в цехе остаются люди, которых вроде бы должна заменить техника. Они что-то доделывают за автоматикой, потому что так в России дешевле.
Разница в подходах, на мой взгляд, объясняется довольно просто: на Западе высокотехнологичные компании получают поддержку. Они косвенно, а то и непосредственно, например через налоги, поощряются со стороны государства. А в России стимулов для таких перемен нет. И условий для внедрения цифровых систем не сложилось. На цифру смотрят как на некую моду. Значит, надо просто сделать вид, что она есть. Все остальное, как всегда, разрулит персонал на месте по мере поступления проблем. Чудеса прогресса – это одно, а повседневная практика – это совсем другое. Главное, было бы колесо. Куда-нибудь оно да доедет.