Вспыхнул моторный отсек автобуса № 179 – так в минувшую пятницу объяснила причины возгорания пресс-служба компании «Питеравто». Пассажиров из салона вывел водитель, пострадавших нет. Пожарные прибыли вовремя и потушили автобус. Этот сценарий с небольшими отклонениями в Петербурге повторялся минимум двадцать раз, с момента начала транспортной реформы. Почему минимум двадцать раз? Потому что доподлинно неизвестно, сколько именно раз горели лазурные автобусы в Петербурге. Иногда очевидцы сообщали о горящих автобусах, но свои слова не подтверждали ни фото, ни видео. И в этом случае факты считались вымышленными, потому что у автопредприятий появлялась возможность не подтверждать возгорание.
Но даже двадцать за последние неполные два года – много. Отмахнуться от череды возгораний, как мне кажется, невозможно. Летом прошлого года вице-губернатор Кирилл Поляков заявил, что главы предприятий лично ответственны «за происшествия с новым подвижным составом». Тогда же власти Петербурга пошли на отчаянный шаг и сняли с линий 137 автобусов от Минского автомобильного завода. Более того, власти Петербурга отказались и от будущих поставок автобусов МАЗ.
Александр Лукашенко, глава республики Беларусь, указал на странный факт: Белорусь поставляет автобусы по всей России, но автобусы Минского автомобильного завода (МАЗ) горят только в Петербурге.
«А почему в Петербурге? Да потому, что какая-то частная компания, люди, которые никогда не видели автобуса, взяла на себя обслуживание», – сказал глава государства в ходе встречи с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым.
Белорусский производитель, чтобы спасти Северную Венецию от горящих автобусов в 2024 году, организовал для петербургских водителей, слесарей, механиков, электриков и других специалистов автобусных парков ежедневное обучение техническому обслуживанию автобусов МАЗ 203 и МАЗ 206 перед выходом на линию. Программу курса разработал сервисный центр МАЗ совместно со службой главного конструктора по автобусам. Курсы начались в феврале. Итого водители и слесари учатся, поставки автобусов нарастают, а петербургский Комтранс в январе 2024 года на пресс-конференции заявил о высоких показателях по транспортной безопасности, которых удалось достичь благодаря транспортной реформе.
А автобусы, несмотря на пламенные заявления, горят при исполнении служебных обязанностей. Поэтому жители Петербурга могут бесконечно наблюдать за течением Невы, как петербуржцев обучают обслуживать минские автобусы и… пусть часть про бесконечный огонь все же закончится. Потому что иначе пассажиры вообще перестанут выбирать лазурные автобусы. А как мне кажется, Комтранс не на такой исход транспортной реформы рассчитывал.