«Время для приема пищи составляет в утренние часы (с 07.00 до 10.00) и вечерние часы (с 19.00 до 21.00) не более 30 минут, в обеденное время (с 12.00 до 15.00) не более 1 часа», – отдельно оговаривается в приказе.
Правда, после таких формулировок сразу чувствуется аромат странствий и необъяснимо тянет в путешествие, и обязательно в поезде, конечно же, в плацкартном вагоне? Интересно, а что именно заставило сотрудников Минтранса разработать режим питания пассажиров верхних с учетом интересов пассажиров нижних? И еще интересно, а как в министерском ведомстве разработали график приема пищи? Наверняка министры режим питания испытали на себе: они именно по такому графику живут и работают.
…В Музее железнодорожного транспорта Санкт-Петербурга есть уникальные экспонаты – вагоны первого, второго и третьего классов дореволюционного периода. В вагонах первого класса есть бальные залы, бильярдные, ванные комнаты, кабинеты для работы. В вагонах третьего класса были мягкие кресла для пассажиров второго. В вагон и первого, и третьего классов могли пустить любого, железная дорога до революции – самый прогрессивный вид транспорта, здесь не делили людей по сословиям. В конце XIX века поезда использовали, чтобы, например, из столицы приехать на бал в Павловск, на музыкальный вокзал, который построили «для пристанища и удовольствия публики». Франц Антон фон Герстнер, австрийский и чешский инженер и строитель железной дороги в России, в докладной записке «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск» писал: «Сделав приятную поездку и погуляв несколько часов по саду, всяк захочет подкрепить свои силы, следовательно, железная дорога, долженствующая содействовать к удовольствию и поддержанию здоровья столичных зрителей, без хорошей гостиницы не соответствовала бы вполне потребности публики»…
В 1838 году музыкальный вокзал открыли, здесь десять сезонов отыграл король вальса Иоганн Штраус. Звучали здесь запретные композиции, например сочинения Римского-Корсакова. И ни разу никто не оговорил «время приема пищи». Что случилось с приятным путешествием на железной дороге за два века, где стрелочник не туда перевел путь?
Билет в плацкартный вагон из Петербурга в Москву современной России продают за 1818 руб. Цена верхней и нижней полки – одинаковая. Длительность путешествия – ночь. А вот, например, из Москвы в Хабаровск нужно ехать шесть дней, восемь часов и 19 минут. Цена билета в плацкартный вагон – 10 тыс. 888 руб. И вот за эти деньги пассажир получает полку, постельный комплект и два часа на еду по расписанию. Красиво жить не запретишь, конечно. Помните, вагоны-рестораны признали убыточными и от них тоже предложили избавиться, заменив их на кафе или бистро.