Содержание дальнобойщика, если сравнивать расходы с 2023 годом, стало вдвое дороже. На оплату труда человека, который сидит за рублем большегрузной фуры, уходит каждый второй рубль, заработанный транспортной компанией. В октябре 2024 года средняя зарплата водителя-дальнобойщика выросла в России на треть по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 207,6 тыс. руб., сообщают специалисты «Авито Работы». Для сравнения, менеджеры по логистике и ВЭД зарабатывают, в среднем, 78 тыс. руб. Водители грузовиков в 2024 году вошли в топ-30 профессий по темпам прироста зарплат среди 174 изученных специальностей по всей России. Транспортные компании уже сами не рады этой гонке зарплат, но остановить ее не могут. Есть твердое убеждение: победить в битве за дальнобойщика можно только деньгами. Павел Янченко, генеральный директор «Да-Транс» утверждает: дефицит кадров диктует свои условия.
«Если сейчас транспортные и логистические компании хотят нанять сотрудника, то они должны раскошелиться. Мы проиндексировали зарплаты – кому-то подняли оклад, кому-то добавили KPI. Индексация зарплаты крайне важна для удержания действующих сотрудников. Потому что если не удерживать действующих, то приходится постоянно искать новых, а новые могут не прижиться в коллективе, и тогда опять искать и нанимать. И как показывает практика, это крайне дорого», – поясняет он.
Дальнобойщики – самые востребованные специалисты, такое еще несколько лет назад сложно было представить, соглашается Ева Климентенко, руководитель отдела персонала федеральной транспортной компании «Скиф-Карго». С ее слов, транспортные компании в 2024 году – впервые в новейшей истории предпринимательства – начали перекупать дальнобойщиков. Но денег всегда мало, нужны дополнительные бонусы, признается Виктория Цой, директор по персоналу ПЭК.
«Помимо повышения уровня оплаты важно обеспечить водителю грузовика комфортные условия труда: помощь в дороге, качественный отдых в период вахты, компенсацию затрат на выполнение смежных функций (погрузка, разгрузка и так далее), а также при простоях транспорта. Условия труда непростые, поэтому еще одна важная мера – страхование жизни и здоровья этой категории сотрудников», – перечисляет она.
Дарья Филина, руководитель департамента развития «Самовывоза и коммерции» X5 Transport на Конференции «ТрансЛогистика Санкт-Петербург», которая состоялась в октябре, сказала так: победить кадровый голод деньгами невозможно, победу в битве за кадры обеспечат автоматизация и технологии. Крупнейший продуктовый ритейлер, который не может не доставлять продукты в магазины, ставит на ИИ. Впервые на трассу М-11 беспилотные фуры вышли в сентябре 2023 года. С этого момента КАМАЗы, груженные продукцией «Пятерочки», ежедневно весь последний год курсируют по маршруту Москва – Санкт-Петербург и обратно. За рулем – не дальнобойщик, оператор. Он только помогает ИИ управлять большегрузом.
«Есть, конечно, свои «но» в этом проекте. Сейчас мы занимаемся тем, что оцифровываем всю дорогу по которой движется транспорт», – сказала Д. Филина.
Искусственный интеллект денег не просит
В будущем 2025 году по трассе М-11 «Нева» от Санкт-Петербурга до Москвы будет курсировать 93 беспилотных грузовика. Сейчас, в конце 2024 года, их 43. Но только в четырех из них, по данным Минтранс, пилот пересел с водительского места на пассажирское. Сообщается, тестирование беспилотных автопоездов с водителем-испытателем на месте пассажира начал «СберАвтоТех», а также СтарЛайн. С технической точки зрения не изменилось ничего, об этом РЖД-Партнеру говорит Илья Никифоров, руководитель отдела разработок НПО СтарЛайн.
«Машина как ехала сама, так и едет сама. Как она, в случае возникновения и диагностики потенциально опасного сценария, привлекала внимание оператора, так и продолжает привлекать. Беспилотный автомобиль – это алгоритм, то есть ИИ, который лучше и быстрее просчитывает ситуации. Скорость реакции у него быстрее, если сравнивать с реакций от дальнобойщика-человека», – разъясняет разработчик.
Магистральные тягачи под управлением искусственного интеллекта уже научились перестраиваться, тормозить, идти на обгон автомобилей. Более того, за первый год тестовой эксплуатации беспилотных грузоперевозок инженеры НПО СтарЛайн, рассказывают в компании, разработали и внедрили систему омывания и очистки датчиков, так как в российских суровых погодных условиях лидары при проезде по трассе моментально загрязняются и требуют постоянной очистки. За первый год работы, с некоторыми оговорками, удалось оцифровать инфраструктуру. Пока трассу М-11. Протяженность автомобильных дорог в России – более 1,5 млн км, данные предоставляет Росстат. Сейчас средний пробег фуры по России составляет в среднем 611 км/сутки. Если в кабине два дальнобойщика, то пробег увеличивается до 997 км/сутки. Однако если за рулем ИИ, то суточный пробег, при скорости в 89 км/ч, может достичь 1760 км/сутки. Главное, ИИ не нуждается ни в сне, ни в отдыхе. А операторы, которые находятся в офисе и управляют ИИ в удаленном режиме, могут меняться. Однако пока разработчики не готовы назвать точное число автономных тягачей, которыми сможет управлять оператор в удаленном режиме, их может быть и десять, и даже сто.
«Для этого и делаются опытные эксплуатации, чтобы эти пропорции подобрать. Понятно, что транспортные компании хотят посчитать экономику и им нужно понимать сколько им телепатических мест управления им нужно», – продолжает И. Никифоров.
Автономные фуры в 2023 году перевезли почти 80 тыс. м³ груза, а в 2024, по плану, 390 тыс. м³. Дальше – больше. «Яндекс» уже поставил беспилотники на трассу М-4 «Дон». Пока машины ходят только в дневное время, но компания намерена запустить ночные рейсы в оба направления. Автономные фуры выведут и на трассу М-12 «Восток».