+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.01.2025 15:17:49
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Автомобиль – это 30 тыс. деталей, которые теперь нужно промаркировать

Эксперимент по маркировке автозапчастей предложен Минпромторгом России. По мнению чиновников, только таким образом удастся очистить рынок от контрафакта и подделок. Однако, как заявили участники рынка на состоявшейся в Петербурге встрече предпринимателей из 50 регионов России, обязательная маркировка «Честным знаком» значительно повысит стоимость конечной продукции.
Запчасти с марками

На рынке запчастей – миллиард единиц продукции, она находится или на складах оптовых компаний, или в запасниках малого и среднего бизнеса, об этом на встрече предпринимателей, состоявшейся накануне в Петербурге, рассказал Илья Николин, президент Омского областного Союза предпринимателей. Он подсчитал: автомобиль – это 30 тысяч деталей. И все они подлежат маркировке.

«Для того, чтобы промаркировать такое количество запчастей, нужны миллиарды рублей. Стоимость одной марки – 60 копеек. Но ее мало напечатать, ее нужно наклеить – а это еще минимум 5 рублей на каждую единицу изделия. Средства на эти цели затратит бизнес, но потом в конечном итоге переложит их на потребителя», – сказал он.

Система маркировки «Честный знак» в России действует с 2019 года. Марка, по задумке авторов, позволяет идентифицировать каждую единицу продукции, то есть благодаря «Честному знаку» покупатель имеет возможность прослеживать путь промаркированной продукции от производителя к конечному покупателю. Сейчас марки наклеивают на продукцию из 24 товарных групп. Участники рынка подчеркивают, наклеивают вручную. А будет еще больше. Для этого в России одновременно идет 14 экспериментов.

Власти уже предлагают ужесточить контроль за оборотом запчастей. В санкциях обвиняют высокий уровень подделок среди импортных брендов. Он, как было заявлено в конце прошлого года за круглым столом в комитете по регламенту Совфеда с участием представителей Минпромторга, Росстандарта и других организаций, превышает 50%. То есть каждая вторая запчасть, реализуемая в России – поддельная. Обязательную маркировку предложено распространить на все виды техжидкостей.

По закону о защите прав потребителей за качество запчастей, которые ставят в автомобиль в автосервисах, отвечает автосервис, об этом заявляет на встрече предпринимателей Александр Пахомов, член Союза правления автосервисов.

«Ни торговые представители, ни импортер и даже ни производитель не отвечает за качество запчастей, за них отвечает только сотрудник автосервиса. Поэтому никто, кроме нас не заинтересован в качестве тех узлов и агрегатов, которые мы устанавливаем в автомобиль. Но я не вижу возможности получить качественные запчасти с помощью системы маркировки «Честный знак», – отмечает бизнесмен.

Более того, со слов выступающего, все сложные электронные системы практически не подлежат подделке, в отличие от автомасел и фильтров.

«Если у кого-то есть обратный опыт, срочно оповещайте нас! Пока что мы живем в мире, в котором подделки в основном касаются масел и фильтров», – продолжает он.

Процедура маркировки

По информации оператора «Честного знака», стоимость самой марки – 60 копеек. Но этого – мало! Участники рынка должны закупить еще оборудование. Затраты оценивают минимум в 45 тыс. руб. Первые 2,5 тыс. уходят на создание УЦП в налоговой службе, еще 2,5 тыс. – на покупку сканера. Часть средств уходит на его настройку. Еще 10 тыс. – на приобретение и установку программного обеспечения. Покупка термотрафаретного принтера для печати меток – это еще 18 тыс. руб. За регистрацию в «Честном знаке» – еще 26 тыс. руб. Алексей Зажигин, директор розничной сети «Бизнес Стиль», подсчитал, чтобы промаркировать один товар стоимостью в 500 руб., необходимо закупить 10 элементов оборудования. Меньше – нельзя, без них «Честный знак» работать не будет.

«Очевидно, что большая часть запчастей производится за рубежом и ввозится в Россию. И ни один иностранный производитель не будет наносить маркировку «Честный знак» на свое изделие. Значит, это надо сделать в России», – продолжает И. Николин.

Серый бизнес только выигрывает от маркировки, в этом уверена Наталия Астахова, депутат и председатель рабочей группы по вопросам обязательной маркировки товаров средствами идентификации и прослеживания при постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по промышленности, экономике и предпринимательству. Депутат говорит об огромном потоке жалоб от бизнесменов Северо-Запада.

«Что мне говорят предприниматели? Что им выгодно закрывать бизнес и уходить в тень, чем работать по предлагаемым российским правительством правилам. Поэтому я уверена, маркировку нужно отменять. Но едва ли это в наших силах. Причин для ее отмены хоть отбавляй, и нет ни одного разумного довода для ее сохранения.

Серый бизнес только выигрывает от маркировки. Она его не замечает и не касается. Потребителю плевать, есть на изделии «Честный знак» или нет его, волнует только цена и качество, а маркировка не гарантирует качества, она лишь повышает цену, то есть ставит добросовестный бизнес в проигрышное положение. Думаю, жизнь заставит правительство отказаться от этой блажи. Здравый смысл, возможно, не сразу, не быстро, но все же всегда берет верх», – говорит она.

Продукцию уже сертифицируют, она проходит контроль как на этапе ввоза ее в Россию, так и при последующей реализации, говорит И. Николин, то есть сам по себе «Честный знак» не является необходимостью. Более того, наличие маркировки никак не гарантирует качество продукции, настаивает участник рынка. Маркировку можно сохранить, но только по добровольному желанию участников рынка. Более того, новые способы маркировки нарушают уже отлаженные цепочки в жизни автомастерских: при ремонте автомобиля существует практика покупки запчастей с запасом, а потом возврата продавцу запчастей, которые не потребовались, рассказывает И. Николин.

«А это значит, велика вероятность возврата запчастей с поврежденной упаковкой и потерей маркировки. Это – практика каждого автосервиса. Отказать в возврате не понадобившейся запчасти клиенту – оснований нет. Однако прием промаркированных запчастей с уже нарушенной упаковкой – это прямые убытки для малого бизнеса. Они неминуемо приведут к закрытию автомастерских», – заключает он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

завтра cегодня
только туда
завтра cегодня
только туда
завтра cегодня
1 пассажир
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

Взрослые
1
Дети до 12 лет
0
Малыши до 2 лет
0
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112345678910111213141516171819202122232425262728123456789
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112345678910111213141516171819202122232425262728123456789
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112345678910111213141516171819202122232425262728123456789
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112345678910111213141516171819202122232425262728123456789
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112345678910111213141516171819202122232425262728123456789
Февраль
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112345678910111213141516171819202122232425262728123456789
Взрослые
1
Дети до 13 лет
Максимум 6 человек
0