Как было отмечено на прошедших 31 мая парламентских слушаниях о мерах по созданию производства высоколокализованной конкурентоспособной продукции автомобильной отрасли, в отечественном автопроме сейчас видны существенные сдвиги. В фокусе особого внимания – наращивание объемов производства, разработка новых автомобильных платформ, снижение зависимости от зарубежных производителей компонентов.
Как отметил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, в целом автопром показывает хорошие результаты. Согласно данным Росстата, за 4 месяца отечественными заводами произведено порядка 296 тыс. автомобилей, что на 60% больше, чем за соответствующий период 2023 года.
В то же время ощущается нехватка российской техники в наиболее популярных у населения классах машин C, D и E – седанов и внедорожников, подчеркнул представитель Совфеда. В 2023 году на них пришлось около 37% рынка новых легковых автомобилей в стране.
«Это критически важный объем рынка, за который мы должны бороться и оставаться конкурентоспособными», – заявил сенатор.
В настоящее время прорабатывается вопрос о поэтапном повышении утилизационного сбора для иностранных автомобилей, если они не производятся на территории РФ, рассказал А. Кутепов.
Как заверил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, без этой меры отрасль никак не обойдется, тем более когда китайские автопроизводители, располагая несопоставимыми ресурсами и технологиями, все активнее выходят на российский рынок.
Утильсбор сейчас является основным источником финансирования отрасли, проинформировал замминистра экономического развития РФ Максим Колесников. В прошлом году за счет этого было собрано 0,5 трлн руб. Однако непосредственно на меры по развитию автопрома из данной суммы пошло 70–100 млрд руб., добавил чиновник, что требует пересмотра в сторону увеличения.
«По этому поводу должен быть большой разговор с Минфином», – уточнил М. Колесников.
Тем не менее в этом году размер господдержки автопрома превысит 415 млрд руб., сообщил аудитор Счетной палаты РФ Андрей Перчян.
Нюансы локализации
Государство ставит цели по ускоренной локализации автопрома. По словам А. Кутепова, нужно пересмотреть правила распределения бюджетных средств для решения первоочередных задач роста количества автомобилей, разрабатываемых и производимых в России по полному циклу.
Несмотря на высокую локализацию ряда российских автомобилей, в них до сих пор сохраняется определенная доля импортной составляющей, говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.
Причем сами по себе требования по локализации не являются мотиватором для развития автокомпонентной отрасли, заявила она.
Собственными силами автозаводы выпускают довольно узкий набор значимых узлов, как, например, двигатель и трансмиссия. Широкий перечень компонентов традиционно является компетенцией сторонних поставщиков. К ним относятся тормозные и рулевые системы, система безопасности, электроника, интеллектуальные системы и т. п.
«В этой сфере нужна руководящая и поддерживающая роль государства, которое, как мы рассчитываем, обеспечивает появление в России таких поставщиков и обеспечит это появление», – полагает менеджер.
Е. Матвеева предложила сформировать посегментную дорожную карту локализации автокомплектующих с разделением на 2 группы. Это критические компоненты, локализация которых экономически не оправданна, и критические компоненты, для локализации которых достаточно льготного заемного финансирования.
«Соответственно, мы считаем, что для самых сложных систем льготного заемного финансирования недостаточно, раз за последние два года инвесторы на эти проекты не пришли. Возможно, имеет смысл для самых трудных проектов рассмотреть механизм невозвратных грантов», – рассуждает Е. Матвеева.
В качестве источника таких средств могли бы быть деньги, получаемые от утилизационного сбора, резюмировала она.