Почти на 18% вырос грузооборот автотранспорта за первые девять месяцев этого года, данные публикует Росстат. Участники рынка динамику связывают с реализацией крупных инфраструктурных проектов, в том числе и со строительством трассы М-12. Здесь задействовали большое число самосвалов, а их, со слов экспертов, приобретали в том числе и по условиям льготного лизинга. Сегмент грузовых автомобилей в этом году стал крупнейшим на рынке лизинга, сообщает эксперт РА. Бюджет программы на 2023 год составил 2 млрд рублей, в сентябре программу расширили еще на 7,8 млрд. Итого, по данным Автостата, за первые три квартала продано 105,8 тыс. грузовиков, рост 81%.
Но в конце октября Банк России повысил ключевую ставку до 15% годовых. Это решение Центробанка на весь рынок автоперевозок, в том числе и авторитейла, повлияет негативно, так как повышение ключевой ставки повлечет за собой повышение ставки автокредитов, что, соответственно, снизит количество продаж на 15–20%, это заявляет Алексей Подщеколдин, вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры». По его данным, в России более 50% новых и почти 40% подержанных машины приобретают в кредит. Ассоциация уже обратилась за поддержкой к профильным ассоциациям, отстаивающим сообщество предпринимателей страны. В перечне РСПП, ОПОРА России, ТПП РФ и Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Первым из отечественных производителей о помощи из бюджета попросил «АвтоВАЗ». Вице-президент компании по внешним связям и взаимодействию с акционерами Сергей Громак сообщил, что в 2024 году расходы на обслуживание долга вырастут на 7 млрд руб., до 17 млрд.
«Деньги, которые в связи с ростом ключевой ставки будем вынуждены отдать банкам, мы, по сути, изымаем из нашей инвестиционной программы, из тех самых проектов по обновлению модельного ряда. Это, конечно, влечет снижение конкурентоспособности», – сообщает С. Громак.
Рост ставок неизбежен
Себестоимость грузоперевозки в текущем году по отдельным направлениям выросла более чем на 30%, об этом говорит Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА Траксервис», официального дилера MAN, SITRAK, HOWO, JMC, ISUZU. Эксперт связывает динамику с индексацией зарплат, необходимостью обновления автопарка и общим повышением затрат как на лизинг и страхование, так и скачки стоимости топлива.
«Масла в огонь добавляет возросший спрос на логистику из-за переориентации на восток. Железная дорога не справляется. Объем заказов по некоторым направлениям вырос вдвое и даже более», – говорит он.
Только рост объема рынка e-grocery по итогам 2023 года составит 54% и достигнет порядка 608 млн заказов, Валерий Кузьмин ссылается на прогнозы экспертов рынка. Объем продаж вырастет на 38%, до 760 млрд руб.
«Что все это означает для рынка коммерческой техники? Высокий спрос на коммерческую технику и в перспективе 2024 года. Автопарки нуждаются в расширении и обновлении, так как простой техники на ремонте или потеря заказов обходится бизнесу дороже», – говорит он.
У российских автоперевозчиков растет запрос на качественную и комфортную новую технику в связи с необходимостью удерживать и развивать штат водителей. А их дефицит в 2023 году приобрел и вовсе критические значения.
«В 2024 году конкуренция только усилится. На рынке будут выбирать поставщиков не по принципу «у кого есть техника или у кого она дешевле», а партнеров, предлагающих комплексные решения при прочих равных. Трендом станет удовлетворение не отдельных запросов клиентов, а построение целостной экосистемы взаимоотношений. Все это приведет к тому, что сильные игроки будут улучшать свои ценностные предложения клиентам, а мелкие посредники будут постепенно выдавливаться с рынка», – рассуждает Валерий Кузьмин.