В прошлом году топ-5 продаж возглавила Lada (продано 447,5 тыс. ед.) Далее идут китайские марки: Havаl (191,5 тыс.), Chery (157,9 тыс.), Geely (150,4 тыс.) и Changan (106,7 тыс.).
Хотя в абсолютных цифрах продажи отечественных машин выросли, доля рынка по ним за последний год снизилась с 38 до 36%. Техника из КНР, наоборот, нарастила долю – с 45 до 53%. Всего в России торгуется порядка 65 китайских брендов, которые, по сути, заменили россиянам западные.
При этом рынок полностью не избавился от параллельного импорта. Хотя определенные меры, которые принимало правительство, привели к тому, что в прошлом году его продажи сократились вдвое, отмечает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
«Наверное, это и правильно. Для того, чтобы какое-то производство здесь разворачивалось и официальные поставки разворачивались, серые поставки все-таки должны быть ограничены. Будут ли они совсем закрыты, думаю, что нет. Все равно есть люди, которые, несмотря на то что Mercedes S класса стоит за 20–30 млн руб., заплатят за автомобиль престижной марки. Наверное, этот спрос стоит удовлетворять», – считает глава РОАД.
По его мнению, машины, ввезенные по параллельному импорту, будут занимать примерно 5% рынка продаж.
К сведению, в 2024 году автомобилей Toyota реализовано 20,8 тыс. ед., BMW – 11,7 тыс., Mercedes – 8,4 тыс., Skoda – 3,4 тыс.
Согласно данным «Автостата», доля серого импорта за прошлый год сократилась до 11,5%.
О том, что каналы параллельного импорта продолжают функционировать, подтверждают в таможне. «У нас два основных направления [откуда поступают ввозимые иномарки] – Китай и Грузия. Последняя, как мы понимаем, это страна-транзитер. Машины первоначально поставляются из Европы, Америки в Грузию, а потом наши сограждане приобретают их там», – говорит начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов.
Рынок на распутье
Несмотря на общую положительную динамику в 2024 году по многим позициям, автодилеров ожидают сложные времена. «В ноябре прошлого года рынок упал на 28%, это не 5 и не 10%. Так что можно говорить об обрушении. Если применить медицинскую терминологию, то можно сказать, что авторынок России серьезно заболел», – заявил А. Подщеколдин.
Негативно повлияло сразу несколько факторов. Один из них – продолжающееся повышение утилизационного сбора. Наряду с нестабильным валютным курсом рубля и недоступностью кредитов вследствие роста ключевой ставки, это может поставить под удар целый бизнес.
По прогнозам РОАД, в базовой версии сценария на 2025 год (при условии, что ставка ЦБ не будет больше расти) продажи могут сократиться на 15%, до 1,45 млн новых автомобилей. В случае более неблагоприятного развития рынок ждет падение на четверть, до 1,3 млн.
Цена автомобиля растет, а реальная платежеспособность населения снижается. Как отметил А. Подщеколдин, чтобы купить новый автомобиль в 2024 году, россиянину требовалась 41 среднемесячная зарплата, тогда как в 2014-м – 30.
Тем не менее автопроизводители планируют заметное разнообразие предложений.
В этом году на рынок предполагается вывести рекордный объем новых моделей – 90 новинок от 38 брендов, информирует Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг». При этом порядка 15 дебютов придется на машины российских марок.
Все остальное – главным образом продукция китайских автоконцернов.
«В целом представители Поднебесной в легковом сегменте заняли 58% рынка, но в декабре подрастеряли почти 3%. Однако судя по стремлению по максимуму наполнить популярные ниши новинками, ведущие автопроизводители из Китая не собираются мириться с такими потерями», – полагает А. Корнев.