+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.11.2024 17:28:01
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Бензин дорожает, а газомоторное топливо не имеет спроса

На 16% вырастут ставки акциза на топливо с 1 января 2025 года, что в 4 раза выше, чем предполагалось по плану индексации. На этом фоне, удивительно, газомоторная инфраструктура, позволяющая заправляться более дешевым газомоторным топливом, простаивает, ее возможности в 4 раза превышают потребности, об этом заявили участники рынка. Рынок в такой ситуации обвиняет автопроизводителей, которые почти не производят автотранспорт, работающий на ГСМ. РЖД-Партнер о переходе на эко-топливо будущего, который так и не завершился.

Бензин дорожает

Об очередях за топливом на заправках Тынды сообщают жители города. Если верить горожанам, то 7 ноября в городе вообще закончился бензин марок АИ-92 и АИ-95.

«Около заправок большие очереди в надежде что-то залить, а на 25-градусном морозе расход же растет. Я такое впервые вижу – у нас никогда не было дефицита бензина и таких очередей», – пишут горожане в соцсетях.

Одной из возможных причин называют задержки в графике прибытия бензовозов на АЗС. Есть и другая причина: бензин дорожает. За последнюю неделю, до 4 ноября, АИ-92 подорожал на 8 копеек, до 54,26 руб., а АИ-95 на 10 коп., до 60,12 руб. И это – не предел, автомобилисты и даже владельцы АЗС запасаются продуктом: с 1 января автомобильный бензин 5-го эко-класса будет стоить 17 тыс. руб. за тонну (+14%), а дизтопливо – 12 тыс. руб. за тонну (+16%).

Цена бензина – это не про затраты, а про налоги, которых в цене две трети, почти 70%, разъясняют участники рынка. А с 1 января 2025 года, не исключено, ставка акциза на топливо увеличится не на 4%: как предполагалось по плану индексации, а сразу на 16%. Участники рынка подчеркивают, в 2024 году ставку акциза повышали тоже не на 4, а на 4,9%.

Впрочем, дорожает не только бензин. Автозаправочные станции повышают отпускные цены на дизель, в Московской топливной ассоциации подсчитали, за предыдущую неделю, до 4 ноября, топливо подорожало на 30 копеек, до 66,82 руб., подсчитали в Московской топливной ассоциации.

ГСМ вне интересов автотранспортного комплекса

В России около 290 тысяч транспортных средств, работающих на природном газе, такую статистику предоставил Андрей Савин, заместитель начальника департамента ПАО «Газпром», выступая на Энергетической неделе. При этом, с его слов, средняя загрузка заправочных пунктов – всего 27%.

«У нас есть инфраструктура в 4 раза больше, чем есть сегодняшние объемы потребления. Есть пути, перспективы развития, куда надо двигаться. Нам необходимо принять опережающие меры, чтобы мы могли хотя бы этот этап стабилизировать. Необходимые субсидии на переоборудование транспорта, они должны быть. Это та маленькая доля, которая действительно сподвигает и помогает проталкивать переоборудование техники», – сказал он.

С начала 2024 года по маркетинговым программам российские автотранспортные компании переоборудовали в первые 10 месяцев почти 9 тыс. машин, что на 15% больше, чем годом ранее. Лидерами в этом направлении названы Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края. Производится переоборудование не только личного, но и корпоративного транспорта: активную работу ведут ПАО «Ростелеком», в котором 1,3 тыс. автомобилей уже используют природный газ, и АО «Почта России», компания планирует перевести на этот вид топлива 600 машин. Однако участники рынка заявляют, объем техники, работающей на газомоторном топливе, мог бы быть больше, если бы удалось изменить нормативно-техническую базу. Пока она, откровенно говоря, не отвечает запросам рынка. Заявлено, машины после переоборудования выходят из поля зрения автопроизводителя и попадают под пристальное внимание госавтоинспекции. И, со слов Артема Верхова, директора департамента развития газовой отрасли Министерство энергетики РФ, недочеты и в самом деле есть. Но исправить их – процесс непростой.

«Долгий был процесс согласования, он до сих пор не завершен. Внесли мы в правительство в начале лета, провели там согласительные совещания. Больше 190 замечаний было от разных ФОИВов. В основном они касаются, конечно, финансов, вопросов поддержки, помощи, налоговых каких-то преференций. Доработали, соответственно, концепцию, план мероприятий по ее реализации. Где-то пошли на компромисс. Сейчас заново пересогласовываем. Опять есть вопросы. Самое сложное, конечно, с Минфином. Отрабатываем. Но мы там и так уже хорошо подвинулись, что у нас концепция, это не программа, и мы пытаемся объяснить. Подготовка, разработка, обоснование со всеми экономическими расчетами. Надеюсь, коллеги из Минфина нас услышат и пропустят нам концепцию», – сказал он.

Автопроизводители не видят ГСМ

Автопроизводители должны нарастить выпуск автотранспорта, работающего на газомоторном топливе. Его минимальный объем – 10% от всего объема выпускаемого автотранспорта. Пока он – значительно ниже. В России, откровенно говоря, стагнация рынка автомобилей, продолжил А. Савин.

«Это объясняется тем, что наряду с приростом автомобилей, которые пришли в эксплуатацию, и сейчас автомобили убыли по сроку эксплуатации. В целом по России на 10% снизилось количество транспорта, заправляющегося ГСМ ежедневно. Количество заправок снижается на 5–6%. Это прямой факт, стагнация рынка уникальна при недостаточном количестве транспортных средств», – объяснил он.

О недостатке спроса на технику, работающую на газомоторном топливе, говорит и говорил и Александр Хрикулов, заместитель директора департамента газификации и маркетинга СПГ на внутреннем рынке ПАО «НОВАТЭК».

«Мы видим, что на наших 15 заправках может заправляться 3 тыс. магистральных тягачей, а реально заправляется около двух тыс. Всего магистральных тягачей по нашей оценке где-то 2,5 тыс., мы понимаем, что есть еще сети конкурирующих компаний, это совершенно нормально, кто-то заправляется у них, кто-то у нас, но при этом в географии реализации нашего проекта таких машин работает около 300 тысяч. И, соответственно, только 2,5 тыс. из них на СПГ. Нам кажется, что это крайне мало», – продолжил он.

Спрос на дешевое газомоторное топливо могли бы поддержать коммунальные службы или автотранспортные предприятия, оказывающие пассажирские услуги. Но, со слов Сергея Романова, заместителя генерального директора Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России, только в Приволжском федеральном округе 40% газозаправочных инфраструктур приходится на Башкирию и Татарстан. Башкирия – это 2 млн транспортных средств, из них на газе – 2,8 тыс., меньше 0,1%. За 5 месяцев закуплено 26 автобусов, ни одного на ГМТ, подчеркнул чиновник.

«Татарстан – 1,5 млн единиц техники, 6,7 тыс. на метане, 0,44% объема транспорта. За 5 месяцев 2024 года из 10 закупленных автобусов – ни одного на ГМТ. Создана инфраструктура, плотность очень хорошая. Если в регионе создана инфраструктура, создана за счет средств государственной поддержки, то эти регионы должны приоритетно покупать технику газомоторную», – заключил он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions