Согласно разошедшимся по телеграм-каналам сообщениям, владельцы машин, в частности, марок BMW, Mercedes, Renault, ввезенных в Россию по схеме параллельного импорта, столкнулись с блокировкой систем при посещении неавторизованных сервисов. Это произошло якобы из-за ограничений со стороны производителей.
«Это утка, так как достоверных данных о том, что автомобили были заблокированы именно по причине параллельного ввоза, не обнаружено, – подчеркивает заместитель директора «Интерлакен-Рус» Станислав Светозаров. – В сервисах – участниках Союза автосервисов принудительных блокировок не зафиксировано».
Автомобили и раньше переходили в аварийный режим по разным причинам из соображений безопасности, например, если система определяла доступ как попытку взлома или считывала зависание внутренней коммуникационной шины. Вероятнее всего, в случаях, описываемых (дублирующихся) в различных изданиях, когда автомобиль приехал в сервис, либо для него использовали неправильный диагностический инструмент, либо проблема изначально была в самом автомобиле, либо блокировка произошла по причине непрофессионализма специалиста-диагноста, действия которого как раз и привели к аварийному режиму работы.
«Поскольку диагносты свои ошибки не очень любят признавать, однозначно утверждать, что машина заблокировалась из-за обслуживания не в дилерском сервисе, нельзя. Вероятно, вывести авто из блокировки уже в дилерском центре удалось потому, что там работает более квалифицированный персонал, – объясняет С. Светозаров. – Сама же причина с параллельным импортом никак не связана, это технически очень сложно реализуемо. Во-первых, в каждом автомобиле есть GPS-приемник. При заложенной в блоке управления программе блокирования по координатам это происходило бы автоматически, как только машина оказывалась на территории России. Во-вторых, на территорию РФ приезжают машины с иностранными госномерами из Грузии, Армении, Казахстана, европейские пропускные пункты тоже открыты. Что будет, если машина вдруг заблокируется? Это невозможно. Кроме того, чтобы заблокировать авто принудительно, нужно точно знать ее данные – VIN и прочее и, чтобы это сделать, нужно приложить немало усилий. На такие действия должна быть определенная политическая воля, ни один автопроизводитель по своему желанию так делать не будет».
Еще одна причина, по которой параллельный импорт в качестве причины блокировки исключается, – во всех машинах установлена сим-карта, которая получает и передает информацию. Если автомобиль из Европы приезжает на территорию России (или любой другой страны), он находится в роуминге и информация о местоположении и действиях не передается. Напротив, локальные сим-карты установлены в автомобилях, проданных на территории РФ, и именно их можно заглушить, загрузив определенное ПО.
ВЫБОРочный метод
Таким образом, реализация сценариев, при которых автопроизводители захотят наказать отдельных автовладельцев за серый ввоз, практически невозможна – слишком много трудностей будет создано самим себе. Да и блокировать нужно будет всех, не выбирая отдельных «жертв».
В связи с этим перед автомобилистами остро стоит вопрос, где же обслужить машину и не остаться с «недвижимостью». По мнению С. Светозарова, с большей вероятностью квалифицированное обслуживание проведут в дилерских центрах, где покупался автомобиль или где обслуживают такую марку, а также в сервисных центрах, имеющих длительный опыт работы с конкретным брендом. Как правило, такие центры обладают всем необходимым инструментарием и опытным персоналом. Однако надо быть готовыми к тому, что и заплатить за это придется немало.