Доля LTL на рынке автоперевозок – около 19% (международные перевозки – менее 5%). Основной спрос формируют торговые сети DIY, FMCG, БТиЭ. Наиболее высокие темпы роста (+57%) в сегменте доставки посылок e-commerce (внутренние и трансграничные отправления без «Почты России»). Как утверждает Людмила Симонова, член Совета гильдии логистических операторов и управляющий партнер исследовательского агентства M.A. Research, 2020-й запомнится не только как пандемийный год, но и как год, в котором усилилась конкуренция на рынке e-commerce.
«В 2020 на рынок вышли новые крупные игроки, например «СберЛогистика». Вырос также интерес к сегменту доставки для интернет-магазинов со стороны логистических операторов и транспортных компаний», – отмечает эксперт.
Кроме того, в 2020 году выросла доля посылок (B2C). Это дало толчок роста в сегменте LTL до 15%, годом ранее, для сравнения, рост был менее 10%.
«На рынке идет консолидация – мелкие компании или уходят, или вливаются-поглощаются крупными. Но на рынке отмечены и вовсе удивительные тенденции: мы сравнивали как отреагировали на пандемию ИП и малый бизнес, и, поразительно, ИП чувствуют себя даже лучше по сравнению с малым бизнесом, потому что они смогли встроиться в систему e-commerce и создать конгломераты с крупными перевозчиками», – отмечает Людмила Симонова.
По оценке исследовательского агентства M.A. Research, пандемия значительно сказалась на структуре рынка сборных грузов: во-первых, замедлились темпы роста автомобильных перевозок LTL, во-вторых, повысилось значение контейнерных железнодорожных перевозок для отправления грузов в международном и транзитном сообщении, в-третьих, на рынке зафиксирован скачок спроса на авиаперевозки сборных грузов: медицинского оборудования, медикаментов и товаров первой необходимости (включая продукты питания) и e-commerce.
«Авиаперевозки. 2020 год запомнится не только как год, в котором рос спрос на грузоперевозки самолетами, но и как год, в котором росли фрахт и тарифы в этом сегменте. В связи с этим ряд авиакомпаний, которые могли разориться из-за падения уровня пассажироперевозок, вышли из-за грузоперевозок в плюс. То есть рост динамики перевозки сборных грузов всеми видами транспорта – это специфический показатель, характерный для пандемической ситуации 2020 года», – отмечает Людмила Симонова.
В 2021-м динамика остается положительной. В первой половине года она, по прогнозам, достигнет 4%, а во второй – 5,6%. Но в ближайшие 3 года рынок будет насыщаться (CAGR=4,8%) на фоне относительно низких темпов роста экономики и вялого платежеспособного спроса. И уже в 2023-м этот показатель остановится на уровне 4,6%. К этому году доля сегмента сборных грузоперевозок достигнет 19,6%.
По прогнозам, к этому моменту усилится конкуренция между участниками рынка. В сильной позиции будут транспортные компании, которые смогут нарастить компетенции в управленческих технологий и в встраивании в цепочку e-com, а также смогут увеличить автопарк и терминалы.