«На сегодняшний день численность инспектирующего состава надзорных органов не позволяет проверять даже треть от всех автомобилей, подлежащих оснащению тахографом. Кроме того, онлайн-тахографы обеспечат гарантированный контроль режима труда и отдыха водителя, скорости и маршрута движения транспортных средств, поспособствуют формированию законопослушного поведения водителей и повышению культуры вождения», – отметил глава Росавтотранса.
Кроме того, такой метод отслеживания поможет увидеть возможные недочеты в текущих законодательных нормах. На основании показателей новых устройств можно будет провести анализ реальной ситуации и скорректировать нормативно-правовые акты в части тахографического контроля, отметил глава Росавтотранса.
Авторы проекта убеждены, что круглосуточный контроль прибора за показаниями в машине поможет водителям выработать привычку быть более законопослушными на дороге. А тот факт, что фиксирует данные электронная система, позволит избежать предвзятости и гарантировать работникам автотранспортных предприятий установленный законом режим труда и отдыха.
Новое чудо техники будет самостоятельно передавать данные, полученные во время движения транспорта, используя интернет-соединение, а так же GSM- и GPRS-сигналы. Сейчас рабочая группа, в состав которой входит несколько ведомств и организаций, прорабатывает вопросы, связанные с установкой устройств, утверждает дорожную карту проекта. Ожидается, что пилотные проверки, которые пройдут в нескольких десятках городов, завершатся в конце 2020 года – после этого можно будет сделать однозначный вывод об эффективности онлайн-тахографов и обозначить сроки их официального внедрения.
Однако у позитивного на первый взгляд новшества нашлись и противники. Так, глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин сразу обозначил РЖД-Партнеру свое мнение: авторы проекта осваивают деньги. По его мнению, новая система не будет иметь эффективности, поскольку затронет только новый транспорт и только тех перевозчиков, которые работают честно. А таких компаний в этой сфере, уверен В. Матягин, гораздо меньше, чем тех, кто работает в так называемом сером сегменте.
Не самые законопослушные перевозчики, как правило, игнорируют законодательные требования, это, уверен глава «Грузавтотранса», делает их куда более конкурентоспособными, чем легальные фирмы. При этом и ведомства, по мнению главы общественной организации, не заинтересованы в том, чтобы действительно остановить поток правонарушений, поскольку в этом случае в государственный бюджет перестанут поступать средства, которые появлялись за счет выплаты большого количества штрафов.
Возможность же соблюдать режим труда и отдыха и вовсе зачастую зависит не от водителя и даже не от его работодателя, а от заказчика. Если ему необходимо, чтобы груз был доставлен в кратчайшие сроки, – он будет настаивать на выполнении своих требований, какими нарушениями это ни было бы чревато. Перевозчику в такой ситуации невыгодно не идти навстречу, поясняет В. Матягин, иначе он просто потеряет клиента. В итоге получается, что решение о намеренном нарушении принято сторонней компанией, а штрафы оплачивают работодатель и сам водитель.
Также пока остается открытым вопрос безопасности данных, которые будут собирать и передавать онлайн-тахографы. Окончательно неясно, как и насколько качественно будет защищена информация, полученная новыми устройствами.