К 2030 году в России из 134 автомобильных пунктов пропуска (25 из них в настоящее время не функционируют) будут модернизированы 46. Последние вошли в перечень приоритетных – на них приходилось 52% от всех транспортных средств, 99% грузов (9,8 млн т) и 47% пассажиров (14,4 млн человек), проследовавших через автомобильные погранпереходы РФ по итогам I полугодия 2024 года.
В Дальневосточном федеральном реконструируют 15 АПП, Северо-Западном – 13, Приволжском – 5, Северо-Кавказском – 5, в Сибирском – 4, Южном – 2 и Уральском – 2.
Весомая доля запланированных к реконструкции переходов – на участке границы с Казахстаном (10 пунктов пропуска), Китаем (8) и Монголией (5).
Стоит сказать, что модернизация только 5 сопредельных с КНР таможенных постов Забайкальск, Краскино, Кани-Курган, Староцурухайтуйский и Олочи позволит увеличить поток автотранспорта в 1,9 раза или на 500 машин в сутки.
Увеличение трафика станет возможным не только за счет строительных работ, но и сокращения типового времени осмотра транспортных средств на АПП до 10 минут, отметил директор департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Министерства транспорта РФ Михаил Кокаев.
В этой связи предполагается активное оснащение пунктов интеллектуальной системой пропуска. Это портальные инспекционные досмотровые комплексы (ИДК), система видеоаналитики, новые весогабаритные комплексы и т.п.
Как сообщил замруководителя по проектной деятельности ФГКУ «Росгранстрой» Иван Беломестнов, сейчас совершенствуется работа системы электронной очереди, которая функционирует пока на 3 АПП.
Среди других цифровых сервисов он также выделил систему мониторинга и информирования водителей о времени прохождения через пункты пропуска «Время в пути» и «Автоматизированную систему учета работ», нацеленную на усиление контроля за деятельностью подрядных организаций в рамках поддержания презентабельного облика АПП.
Предусмотреть все нюансы
В числе мер по ускорению прохождения границы запланированы и такие организационные мероприятия, как перенос таможенного контроля на иные места прибытия/убытия товаров, внедрение межведомственного информационного обмена, обновление административных регламентов и утверждение новой типовой схемы контрольных процедур.
Естественно, необходима синхронизация пропускной способности с сопредельными государствами.
Вместе с тем внешнеторговые транспортные коридоры – это не только инфраструктура, пункты пропуска, это также международные соглашения, говорит глава Бурятии Алексей Цыденов.
«Как пример, мы развиваем перевозки из России в Китай через Монголию, развиваем со своей стороны пункт пропуска Кяхта, а монгольская сторона со своей – Алтанбулаг, но груз не едет. Почему? Нет соглашения между Монголией и Китаем по автомобильным перевозкам. Китая не является стороной Венского соглашения (Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров – Прим. ред.), не присоединился он по международным автомобильным перевозкам», – сказал глава Бурятии.
Соответственно, добавил он, нужны либо двухсторонние соглашения между Монголией и КНР, либо какие-то другие решения, чтобы развивался транзит на данном направлении.