Наиболее распространённые нарушения при аренде самокатов — это езда вдвоем, несоблюдение требований на пешеходных переходах, неправильная парковка, передача транспорта несовершеннолетним и использование СИМ в запрещённых зонах. За некоторые из них, как, например, передачу управления ребенку, предусмотрены штрафы до 10 тыс. рублей. Также аккаунт нарушителя может быть полностью заблокирован.
«Мы видим, что с несовершеннолетними совершается подавляющее большинство ДТП», — подчёркивает Виктор Марчукайтес, руководитель по развитию регионов компании «Яндекс Go».
В случае серьёзных происшествий с пострадавшими или управлением в состоянии алкогольного опьянения санкции становятся ещё строже: штраф может достигать 100 тыс. рублей, отметил пресс-секретарь Whoosh Денис Балакирев.
Улицы под наблюдением и антитандем
Для фиксации нарушений компании увеличивают штат инспекторов — так называемых «скаутов», патрулирующих городские улицы. Дополнительно вводится горячая линия, куда могут обращаться граждане. Каждый самокат теперь снабжен легко различимым идентификационным номером, позволяющим быстро идентифицировать арендатора.
Также тестируется технология «антитандем», предотвращающая катание вдвоем.
«Суть её в том, что мы понимаем, сколько весит пользователь. Если вес в поездке резко увеличивается, самокат снижает скорость и не позволяет продолжать движение до тех пор, пока второй человек не покинет транспорт», — пояснил Марчукайтес.
Новые зоны с ограничением скорости
В отдельных городах, включая Екатеринбург, готовятся к запуску новых правил использования электросамокатов. Так, весной на портале «Госуслуги» прошел опрос, в котором только 30% горожан поддержали полный запрет СИМ. Однако большинство высказались за введение ограничительных мер.
Как сообщил Владимир Галаков, начальник отдела организации дорожного движения мэрии Екатеринбурга, в ближайшее время планируется заключение соглашения с операторами о создании зон, где движение самокатов будет запрещено или ограничено скоростью до 10 км/ч.
«Речь идет о правилах сосуществования всех участников городской среды — автомобилистов, пешеходов и пользователей СИМ. Введение таких зон — логичный шаг», — считает Балакирев.
Миллионы поездок и единая база нарушителей
Несмотря на ужесточение правил, представители индустрии подчеркивают значимость кикшеринга для городской мобильности. Только в Екатеринбурге в 2024 году было зафиксировано около 6 млн поездок на электросамокатах.
«По нашей статистике, почти 95% из них были транспортными — до работы, университета или пересадочных узлов», — рассказал представитель Whoosh.
Сейчас компании ведут работу над созданием общего черного списка пользователей, нарушивших правила. Это означает, что блокировка аккаунта в одном сервисе повлечет автоматическую блокировку в других.
«На текущий момент сроков нет, но, например, Москва активно поддерживает инициативу, так что в скором времени мы точно сможем это реализовать», — добавил Виктор Марчукайтес.