Россиянам, въехавшим на территории Германии на автомобиле с российскими номерами, помимо конфискации транспортного средства, может угрожать уголовное дело. Его могут возбудить в соответствии с параграфом 18 пунктом 1 «Закона о внешней торговле» ФРГ, об этом сообщают в Генконсульстве России в Гамбурге.
«В этой связи Генконсульство настоятельно рекомендует воздержаться от въезда на территорию ЕС на транспортных средствах с российскими государственными регистрационным номерами», – сообщается на сайте Генконсульства.
В случае возникновения подобных ситуаций рекомендуем обращаться напрямую в Центр правовой поддержки соотечественников, добавляют здесь. Между тем Генеральное консульство РФ в Гамбурге работает только до 31 декабря 2023 года.
«Понимаем чувствительность для вас данной проблемы и постараемся сделать все, чтобы минимизировать негативные последствия этих недружественных действий немецкой стороны», – такое сообщение размещено на сайте Генконсульства.
Машины – изымаются
Любой ввоз автомобилей в Германию из России, даже въезд на личном транспорте, расценивается как основание для его ареста, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Александр Бударагин, руководитель группы Юридическая помощь ОНЛАЙН, ссылаясь на личный опыт своего клиента. Таможенники Германии при изъятии личного автомобиля ссылаются на статью 3i Регламента 833/2014, согласно ей запрещается «приобретение, импорт или передача, прямо или косвенно, товаров, которые производят существенные доходы для России», по перечню в приложении XXI. Перечень XXI включает в себя не только пассажирские автомобили (код таможенной номенклатуры 8703), но и обувь, ноутбуки, мобильные телефоны. Главное – эти товары или российского происхождения, или экспортированы из России. А это значит, что россиянин, пересекающий границу с Германией, может лишиться и мобильного телефона, и ноутбука. В официальном переводе санкционного закона ЕС используется термин Einfuhr, который может означать не таможенный импорт, а простой ввоз, подчеркивает Александр Бударагин. Сергей Гебель, генеральный директор консалтинговой группы «Гебель и партнеры», парирует: россияне столкнулись с широким толкованием правовой нормы и, более того, с неопределенностью формулировок, которые могут толковаться в ту или иную сторону в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.
«Говорить о том, насколько законно такое изъятие, довольно проблематично, поскольку в данном случае очевидно расширенное толкование правовой нормы. Формально существующий регламент запрещает экспорт из России в ЕС некоторых товаров, в том числе автомобилей, но абсолютно непонятно, почему простой ввоз имущества для использования в личных целях таможенниками расценивается в качестве экспорта», – продолжает Сергей Гебель.
Если исходить из более глобальных положений, то такое безосновательное изъятие однозначно является нарушением фундаментальных принципов права собственности, добавляет он. «Меры немецкой таможни можно пытаться оспорить в соответствующем суде в Германии, который, в свою очередь, может адресовать вопрос применения общеевропейских норм на уровень Суда ЕС», – добавляет Александр Бударагин. Однако пока сложившейся практики по возврату изъятых машин нет, поэтому у автомобилистов из России есть единственный способ защиты – не въезжать в Германию на личном авто. И даже не выезжать из Германии на своем автомобиле, настаивает А. Бударагин.
«Машину могут изъять практически в любой момент, и пока непонятно, как можно минимизировать этот риск. Более того, нет никаких гарантий, что в случае конфискации получится успешно защитить свои права», – рассуждает Сергей Гебель. По мнению юриста, гарантий, что машину не конфискуют в любом другой государстве, входящем в состав ЕС, нет. Сергей Гебель не исключает, что и другие государства Евросоюза не пойдут на такие меры.
«Вероятно, каждая страна будет руководствоваться своими собственными национальными интересами и принимать соответствующее решение исходя из этого», – заключает Гебель.
Это мнение подтверждает и Александр Бударагин. Согласно правилам ЕС, каждая страна союза вправе самостоятельно интерпретировать и имплементировать общеевропейские санкции.