Второй по загруженности стал МАПП Убылинка – Гребнево. Здесь встали 280 машин – как на въезд из Латвии, так и на выезд из РФ. Причина – неритмичная обработка автомобилей латвийской стороной.
На других пунктах пропуска на российско-эстонской границе очереди были небольшие. Правда, в пятницу на МАПП Куничина Гора заграничной стороной принималось всего три-четыре грузовых транспортных средств в час, что, естественно, привело к их простоям. Причины эстонские таможенники не объяснили, но в начале текущей недели ускорили работу.
Обстановка тревожная
Принятие санкций против РФ стало поводом для новых задержек. В частности, 28 февраля Литва наложила запрет на ввоз российских и белорусских стройматериалов. Об аннулировании выданных сертификатов в субботу на пресс-конференции онлайн сообщил министр окружающей среды Симонас Гентвилас.
Вопрос был чисто технический: на железобетонные, металлургические и цементные изделия сертификаты не выдавались с марта 2020 года из-за ковидных ограничений. Однако этот фактор было решено использовать, чтобы отчитаться о введении дополнительных барьеров по политическим причинам – в знак солидарности с Украиной. Причем несмотря на то, что часть продукции Литве, где оживилось строительство, теперь придется искать на замену в других странах. И это будет дороже, чем поставки из РФ и Белоруссии.
В остальном МАПП Литвы и Польши работали в ставшем обычном с 2020 года режиме, оформляя чуть более половины фур от нормы. Таким образом, в Литву проследовало 65% грузовиков от пропускной способности, а в Польшу – 57%. И только латвийская сторона в выходные оформляла грузовой транспорт без задержек, чтобы разогнать ранее скопившиеся здесь очереди.
Через Белоруссию в последние дни февраля из Украины движение фур было приостановлено. Белорусские пункты, как сообщили пограничники, функционировали в штатном режиме, но, по сути, пропускали только своих граждан, следовавших из Украины.
Уточним, что в пятницу «Укрзализныця» сообщила, что прекратила взаимодействие с ОАО «РЖД», поскольку железнодорожные переходы между странами, которые раньше обеспечивали перевозку тысяч грузов и приносили экономикам обеих стран миллионы долларов, оказались разрушены.
Возможен спад в перевозках
В перспективе, как сообщил генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований» Юрий Искандеров, на европейском направлении движения товаров ожидается спад. Эксперты его оценивают примерно на 70%.
Правда, из-за ограничения воздушных перелетов часть отправлений интернет-торговли будут доставлять автотранспортом вместо самолетов. В частности, так намерена поступить «Почта России», что увеличит сроки доставки.
Однако это будут сравнительно небольшие потоки. А вот ритейлеры готовятся к значительному сокращению поставок от европейских дистрибьюторов. Например, «Магнит» сообщил об отмене рейсов своих грузовых автомобилей в страны ЕС.
Весь импорт, который останется, полностью переводится на арендованный транспорт. Иными словами, с учетом рисков собственные грузовики переключаются на перевозки внутри РФ. Дальнобойщикам, которые находятся в европейских странах, дано распоряжение вернуться домой.
Исключением останется калининградское направление. Здесь автоперевозки регулируются отдельным соглашением между ЕС и РФ. И пока в ЕС его не пересматривали. Премьер Литвы Ингрида Шимоните уточнила, что в этот вопрос не хочет вмешиваться. Но дала понять, что если в ЕС решат ввести ограничения, то Литва такие директивы выполнит.
Предстоит логистическая ломка
По словам дальнобойщика, ситуация складывается нервная. Поэтому часть владельцев еврофур не хотят рисковать дорогими машинами, предпочитая минимизировать поездки. Соответственно ставки фрахта на международных выросли. Причем автоперевозчики все чаще требуют с клиентов предоплату.
Ряд грузопотоков уже продемонстрировали склонность к сворачивание объемов. Прежде всего это касается поставок овощей и фруктов. Ожидается сокращение поставок рыбы и алкоголя из ЕС. Однако в последнее время они и так сокращались из-за дороговизны и роста курса евро к рублю.
Часть автоперевозчиков еще раньше переключилась с сухопутных погранпереходов на доставки продовольствия из российских морских портов. После введения санкций против Новороссийска и непростой ситуации в целом в Азово-Черноморском бассейне ожидается переключение части грузопотоков с Юга в порт Санкт-Петербург. Однако и здесь стали возникать проблемы с букингом.
Тем не менее многие автоперевозчики настроены оставаться в строю. Например, представитель компании «Траско» рассказал, что продолжают принимать заказы и предлагать клиентам наиболее оптимальные варианты доставки исходя из меняющейся ситуации в ЕС.
Что касается китайского направления, то здесь все грузы доставляются в штатном режиме. Логистические сбои на востоке связаны только с доставками на морском плече из Южной Кореи и Японии.