Аннулирование ОТТС и проблемы с регистрацией
На минувшей неделе аннулированы электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) почти у 2,2 тыс. грузовиков Shacman SX3258. Их номера опубликованы на сайте «Электронный паспорт». Всего, по данным Росстандарта, в Россию было ввезено более 15 тыс. единиц данной модели.
Официально причиной стало несоответствие российским стандартам безопасности. Долгое время перевозчики жаловались на повышенный уровень шума, слабую защиту задней и боковых частей автомобилей, что влияет на безопасность при авариях. На этом фоне компания Shacman 9 февраля объявила о срочном прекращении продаж SX3258.
Антон Алиханов отметил, что выявлены серьезные нарушения у грузовиков трех китайских марок, которые «просто нельзя допускать на дороги». «По таким кейсам будем предпринимать меры – вплоть до отзыва сертификата – и работать с Генпрокуратурой», – заявил он, однако конкретные бренды не назвал.
Рынок ожидает зачистка от несоответствующих грузовиков
Участники рынка считают, что российский рынок постепенно очищают от импортных грузовиков, не соответствующих стандартам. Эксперты полагают, что КАМАЗ и МАЗ способны заменить китайские модели, но стоимость адаптации Shacman SX3258 к требованиям РФ может оказаться слишком высокой. По оценкам, доработка одной машины в среднем за 10 млн рублей может потребовать еще 20 млн рублей.
Shacman планирует устранить нарушения
Несмотря на возникшие трудности, официальный дилер Shacman в России утверждает, что в ближайшие месяцы компания устранит несоответствие SX3258 техническому регламенту и возобновит его продажи в стране.
При этом данные о масштабе проблемы разнятся. Shacman утверждает, что доля проблемных грузовиков составляет менее 1% от общего объема техники, тогда как по информации «Автостата» SX3258 занимает более 5% российского рынка, с продажами 5236 единиц.
Запрет на эксплуатацию не распространяется на уже работающие машины
В Росстандарте пояснили, что запрет касается только ввоза и регистрации новых грузовиков Shacman SX3258. Владельцы уже зарегистрированных автомобилей могут продолжать их эксплуатацию.«Приказ Росстандарта от 7 февраля 2025 года № 265 не оказывает влияния на владельцев уже находящихся в эксплуатации транспортных средств, однако импорт и оформление электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) в отношении ввезенных грузовиков Shacman типа SX3258 приостановлены, равно как невозможна их продажа и регистрация», – уточнили в пресс-службе ведомства.
Shacman и КАМАЗ: кто доминирует на рынке
По данным «Автостата», лидером по выручке в 2024 году стал КАМАЗ, реализовав 22,8 тыс. единиц грузовой техники и заработав 213 млрд рублей. В свою очередь, Shacman за этот же период поставил 15,7 тыс. единиц и получил выручку в 160,9 млрд рублей, из которых 55,7 млрд рублей принесла модель SX3258.
Официальный представитель Shacman в России подтвердил, что компания готовит отзывную кампанию для устранения конструктивных нарушений и восстановления продаж на российском рынке.