Так, еще в марте в беседе с «Известиями» представитель АвтоВАЗа Сергей Ильинский сообщил, что компанией был организован собственный оперативный штаб, в состав которого вошли как сотрудники предприятия, так и представители компаний-поставщиков. Совместно они оценивают возможные риски и разрабатывают план действий на тот случай, если ситуация ухудшится.
Срочно осваиваться в новой обстановке пришлось и дилерам, занимающимся реализацией личных транспортных средств. Впрочем, в некотором смысле вынужденный переход на удаленную работу оказался им только на руку и стал толчком к развитию и улучшению онлайн-сервисов.
«Элан-моторс» занимается продажей машин таких марок, как Chery, Haval, Changan, УАЗ и ряда других брендов. Дилеру пришлось спешно перестраивать алгоритмы работы, в том числе повышать уровень работы с клиентами онлайн. Потенциальным покупателям стала доступна галерея авто, которые есть в наличии прямо сейчас. Менеджеры стали проводить консультации, в том числе и расчет максимально возможных скидок, в телефонном режиме. Стало возможно оплатить покупку онлайн.
Кроме того, дилер ввел новую, крайне комфортную для потребителя услугу: транспортное средство компания не только доставляет прямо к дому, но и заранее самостоятельно ставит его на учет в Госавтоинспекции.
В целях экономии семейного бюджета многие россияне в период пандемии стали чаще рассматривать и вариант приобретения подержанного автомобиля. Салоны по продаже машин с пробегом также продолжают свою работу. Сайты многих из них тоже оборудованы если не полноценными онлайн-витринами, то как минимум актуальным списком имеющихся в наличии транспортных средств.
Навстречу автомобильному рынку сегодня идут агрегаторы по размещению частных и коммерческих объявлений, которые долгое время ведут тесное сотрудничество с дилерскими центрами и салонами по продаже личного транспорта с пробегом. Многие сервисы предоставили постоянным партнерам скидки или льготные условия на сложный период. Но российскому автопрому сейчас как никогда нужна и дополнительная поддержка государства, уверен Александр Багрецов, руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» Группы компаний SRG.
«Автодилеры, как и остальные сегменты рынка, попали в очень сложную экономическую ситуацию, им необходима поддержка государства. Без нее рынок может упасть на 40–60% к прошлому году, а имеющихся государственных программ по поддержке автопрома явно будет недостаточно», – считает он.
Вынужденный простой заводов и автосалонов, вызванный эпидемиологической обстановкой, считает эксперт, привел к стагнации этого рыночного сегмента, поскольку финансовое положение большинства россиян существенно ухудшилось. Для восстановления всех механизмов и алгоритмов бизнес-процессов потребуется долгий период.
Впрочем, ряд специалистов, непосредственно занимающихся продажей личного транспорта, отмечает, что интерес к покупке автомобилей не пропал. Объем спроса уменьшился, однако появились новые мотивации для дорогостоящей покупки. Многие россияне стремятся таким образом вложить и сохранить свои сбережения. Немало людей задумались о приобретении собственной машины и в связи с эпидемиологической, а не экономической обстановкой – в целях минимизации социальных контактов.
Михаил Якимов, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, считает: стоит и вовсе ждать всплеска продаж среди городских малолитражных автомобилей. Кроме того, эксперт полагает, что после снятия карантинных ограничений ответственным за регулировку прогнозируемого спроса необходимо сфокусироваться на экологически благоприятных авто – электромобилях и транспорте с гибридным двигателем. Если задать такой вектор, то в ближайшие месяцы и даже годы станет возможным изменить ситуацию в парках городского транспорта и заменить прежние модели на более экологичные.
«Следует ожидать снижения цены на подержанные автомобили и замедления рынка trade-in автомобилей, при этом увеличения спроса на новые автомобили вместе с увеличением цены на весь модельный ряд, в первую очередь автомобилей малого и среднего класса», – добавил он.