К концу 2024 года Петербург намерен ввести в эксплуатацию первый участок платной Широтной магистрали скоростного движения, но только в первую неделю путь по этим 2,6 км до Витебской развязки ЗСД будет бесплатным. Оператор намерен реализовать здесь принцип безбарьерного проезда: никаких КПП и шлагбаумов. Фиксация проезда – или по госномеру, или по транспондеру.
«Создаваемая информационная система фиксирует все проезды. Предполагается, что оплата проезда тех, кто не имеет транспондера, будет осуществляться либо через мобильное приложение ЗСД, либо посредством «Госуслуг», либо внесением наличных в офисе оператора платной дороги», – перечислил Дмитрий Смирнов, заместитель генерального директора по информационным технологиям АО «Западный скоростной диаметр».
Автомобилист или оплачивает проезд по платной дороге, или выплачивает штраф. Административного наказания, согласно действующему федеральному законодательству, можно избежать, если оплатить проезд по платной дороге в течение пяти дней. Впрочем, у автовладельца сохраняется и право на оспаривание штрафа, срок – 20 дней. Бесплатный проезд по платной дороге карается, такое заявление петербургский депутат Алексей Цивилев сделал на заседании постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Законодательного собрания Петербурга. Согласно действующему законодательству штрафы за проезд по платной дороге регионального уровня пополняют казну самого субъекта. Но есть нюансы: москвичи проезд по платной дороге Москвы не оплачивают вовсе, и поэтому штрафные санкции на них не накладывают.
«Очень удобные платные дороги для москвичей, потому что они за проезд по ним не платят. Оплачивают его транзитные гастролеры вроде меня. Я такой штраф оплатил. Очень недоволен», – сказал Цивилев.
Размер штрафа за проезд по платной дороге Москвы – 1,5 тыс. руб. Предусмотрены скидки. Однако Смольный предложил повысить размер штрафа за проезд по дорогам Петербурга до 3 тыс. руб. для физических лиц, а для юридических – до 30 тыс. Для сравнения, в Москве с юридических лиц взыскивают 5 тыс. руб. Комтранс намерен также отказаться от скидок за быструю оплату штрафа. ЗСД не разделяет водителей-неплательщиков на физические и юридические лица, а, как выяснилось на заседании Комиссии по транспорту, просто не взимают штраф. Причина, как заявил Алексей Гончаров, зампред Комитета по транспорту, – несовершенство действующего законодательства. В Смольном только разрабатывают механизм, позволяющий пополнять региональный бюджет платежами, взимаемыми за нарушение проезда по частной дороге. Комтранс уже заявил о желании администрировать данные правонарушения. Он обязанности по взиманию штрафа с физических и юридических лиц прописал в проект закона, который предоставил депутатам Заксобрания.
«Комтранс уже провел установочные совещания с представителями ЗСД и Магистралью Северной столицы, оператором платной дороги. А также с МВД и ГИБДД. Комтранс готов, ждем, как вы одобрите законопроект», – сказал Гончаров.
Столичный подход
Ежедневно по ЗСД проезжают 66,5 тыс. машин. Их них 6 тыс., почти 9%, – без транспондеров. Но часть из них оплачивает проезд в установленные законом сроки. Итого ежедневно проезд по ЗСД не оплачивают до 2,4 тыс. автовладельцев, данные предоставило АО «Западный скоростной диаметр». Итого за год 267 тыс. случаев.
Депутаты удивлены: есть же барьеры? Оператор платной дороги разъясняет схему обхода барьеров: нарушители или пристраиваются в хвост впереди идущему автомобилю, или таранят шлагбаумы. Депутаты Заксобрания Петербурга позволили себе сомнения. Представители ЗСД признались под давлением: 2,4 тыс. ежедневных нарушителей – это не статистика, а прогноз, то есть расчетный показатель. Именно столько появится нарушителей, когда введут безбарьерную среду на Широтной магистрали.
Примерно 40% нарушителей не оплачивают проезд в пятидневный срок, это те самые 2,4 тыс. автовладельцев. Из них 1,4 тыс. заплатят в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Итого «злостных» неплательщиков – 960 в день. Если предположить, что все они – физические лица, то городской бюджет может быть пополнен на 873 млн руб. в год. Комтранс уже администрирует платные парковки и готов администрировать проезд по платным дорогам. Однако А. Цивилев предложил отправить законопроект на доработку. Он объяснил, что строящаяся пока Широтная магистраль не имеет шлагбаумов и КПП, а это значит, автовладелец может и не понять, что заехал на платную дорогу.
«С точки зрения здравой логики я понимаю, но у нас человек никогда не ждет подвоха от государства. И когда я получаю от многодетных, которые не успели переоформить разрешение и получили за платную парковку штраф 100 тыс., – после этого ваш аргумент не работает. У нас есть люди, которые считают, что государство должно думать за них. Вот депутаты и думают», – резюмировал он.
Предложено или ввести ограничители и указатели на платных дорогах, или разработать облегченную процедуру для оспаривания штрафов за проезд по платной дороге.