Во-первых, было объявлено, что с 1 декабря вырастут тарифы на грузовые ж/д перевозки. Казалось бы, причем здесь автоперевозки? Участники рынка говорят, что этому сегменту тоже придется нелегко. Конечно, грузовладельцы начнут пересчитывать свои бюджеты и либо станут «выкручивать руки» ж/д перевозчикам, либо выберут автоперевозки. Но есть и обратная сторона: конкуренция в автосегменте станет жестче, а мелкие компании, не успевающие адаптироваться, могут начать демпинговать. И к этим поворотам, разумеется, начали готовиться сразу, а не с декабря – компании работают над расширением парков, думают о привлечении субподрядчиков и другом.
Причем и сами автоперевозки повышение тарифов не обошло стороной. По данным «ТРАСКО», по 25% направлений (в основном это маршруты из ЦФО в СФО, УВО, ДВО, а также в обратном направлении) в ноябре зафиксирован рост тарифов от 8 до 20%. А тарифы на грузоперевозки в Казахстане увеличились на 3,8% в январе – октябре 2024 года.
Кстати, Казахстан тоже встал во главу угла по частоте обсуждений в ноябре. Говорили, в частности, о сложностях на границе:
«Загружены пункты пропуска с казахской стороны. В предновогодний сезон на фоне резкого роста объема грузоперевозок из Китая их объем увеличился на 30% по сравнению с двумя предыдущими месяцами – количество досмотров следующих из Казахстана грузов выросло до 90–95% от их общего числа. Процедура длится от 10 минут до 2 суток при досмотре с полной выгрузкой и отправкой СТС», – доложил на одном из заседаний в рамках «Транспортной недели-2024» директор по транспортной логистике ПЭК Александр Дьяконов.
По состоянию на 12 ноября средний срок автодоставки между Казахстаном и Россией увеличился на 32% с предыдущим месяцем, а стоимость – на 15–20% и продолжает расти. Сутки простоя вблизи погранперехода обходятся перевозчику примерно в 15 тыс. рублей. Большая часть затрат приходится на топливо и фонд оплаты труда водителей.
Особенности климата
С наступлением зимы, возможно, ситуация обострится.
«Особенностью климата Республики Казахстан в зимний период является резкое ухудшение погоды, связанное с усилением ветра и морозов, сопровождающихся снежными бурями, вследствие чего по причине снежных заносов могут происходить закрытия трасс и образовываться скопления машин», – рассказывают в «ТРАСКО».
Зима уже создала сложности на границе России и Китая – в 20-х числах ноября в Благовещенске за 2 дня выпала зимняя норма осадков.
«На пункте пропуска Кани-Курган, где международный автомобильный мост Благовещенск – Хэйхэ, скопилась достаточно большая очередь из-за снежного завала. [В первый день осадков] пункт работал с трудом, [во второй] не работал. Задержка работы пункта пропуска на пару дней создает очереди из 200 грузовиков в день, и эта задержка приведет к тому, что, наверное, в течение недели эта очередь будет еще более напряженной. Но в целом ритмичность возобновится, я думаю, в течение нескольких дней. Люди получат свои товары с задержкой в несколько дней, но не более того. Гораздо сложнее ситуация будет с приближением Новогодних праздников, со второй половины декабря, когда будет увеличен товаропоток – из-за тех, кто хочет заранее закрыть финансовый год или провезти сезонные товары. Кроме того, с 1 января вводится повышенный утильсбор на гибридные автомобили, электромобили, и многие постараются до 1 января «вытолкнуть» свою машину из Китая, следовательно, это создаст дополнительную нагрузку на погранпереходы, и вот эти очереди точно будут более серьезными, чем те, которые вызваны снегопадом», – говорил РЖД-Партнеру заместитель генерального директора по развитию Heihe Huayun International Logistics Co. Олег Петраш.
Между тем, согласно данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков от 11 ноября, в рамках договоренностей между Россией и Китаем от китайской стороны было получено дополнительно 10 000 разрешений на текущий год, для двусторонних перевозок грузов.
«По оценкам экспертов, в связи с повышенным спросом на автодоставку грузов из Китая этого количества может быть недостаточно для закрытия текущих потребностей в плановом режиме, таким образом, дефицит разрешений продолжит оказывать существенное влияние на стоимость логистических услуг и на сроки доставки по данному направлению», – комментируют в «ТРАСКО».
Досмотры и системы
Заторы продолжают образовываться и на европейском направлении. Так, очередь фур на въезд в ЕС утром в понедельник, 25 ноября, составила почти 2 тыс. авто. Одна из главных причин – введение с 11 ноября ручного досмотра литовскими пограничниками, а не увеличенный поток грузов.
В результате очереди переместились на переходы с Польшей и Латвией, где достигают почти по 500 грузовиков на каждом из них.
Перед польским МАПП Кукурыки – Козлович» число фур увеличилось в 5 раз и достигло 495 единиц. Контрольные службы за два дня приняли на свою территорию 49% фур от нормы. Через латвийский погранпереход Патерниеки – Григоровщина за два дня проследовало 48% фур.
В южном направлении тоже не все гладко:
«По данным АСМАП, таможенной службой Турции осуществляется внедрение новой версии компьютеризированной европейской системы таможенного транзита NCTS. У перевозчиков возникают проблемы, связанные с обязательностью указания номера EORI перевозчика, который может быть получен только при выполнении перевозок в/из стран Евросоюза. Также имеют место технические проблемы, вызывающие задержки в оформлении процедуры общего транзита. При выполнении перевозок товаров по процедуре МДП данные проблемы не возникают».
Каким станет декабрь – можно только догадываться, но эксперты сходятся во мнении, что проще, чем в ноябре, точно не будет.