Почти вдвое вырос объем рынка новых легковых автомобилей в июне, если сравнивать с аналогичным периодом за прошлый год, с 81 тыс. авто до более 122,4 тыс. Статистику передает «Автостат Инфо». Только новых автомобилей реализовано более 122 тыс., рынок новых легковушек за первые шесть месяцев вырос на 79% в годовом сравнении, до 713 тыс. авто. В динамике месяц к месяцу объем реализованных авто продолжает сокращаться: так, с мая по июнь 2024 года показатели сократились на 2% с 125 тыс. авто до 122,4 тыс. ед.
Объем рынка новых иномарок увеличился за первые шесть месяцев текущего года на 90%, до 484 тыс. Рынок российских машин увеличился на 60%, до 228,6 тыс. ед. Аналитики подчеркивают, в июне рынок новых иномарок вырос на 53%, до 84,3 тыс. ед., а их доля выросла на 1 п. п., 69 вместо 68%. В то же время продажи российских легковушек увеличились на 47%, до 38 тыс. ед. А доля снизилась с 36 до 32%.
Топ-5 марок за июнь поделили Lada, в июне продажи выросли на 44%, до 34 тыс. ед. Haval, в июне продажи выросли на 84%, до 15,2 тыс. авто. У Chery продажи выросли на 35%, до 13,6 тыс. ед. В пятерку вошли также Geely и Changan.
Продажи у китайских производителей растут и по итогам полугодия. У Haval рост в 113%, до 82 тыс. Продажи Chery увеличились на 52%, до 72 тыс. Geely увеличил продажи на 113%, до 69,8 тыс. ед., а Changan и вовсе нарастил продажи на 448%, до 48 тыс. Lada выросла на 55%, до 209, 4 тыс. авто за первые шесть месяцев 2024 года.
Рынок в стадии падения
Доля китайских автомобилей – 40%, до 174, 2 тыс. авто, данные накануне представила РОАД. В первом полугодии реализовано 439,9 тыс. ед., это 57% от всего рынка новых авто. Доля российских автомобилей сократилась с 40 до 35% за тот же период. К концу года, по оценкам РОАД, доля транспортных средств, ввезенных по параллельному импорту, сократится и составит менее 6% от всех продаж новых авто.
Российский авторынок может лишиться последнего крупного иностранного поставщика машин, заявляет Алексей Подщеколдин, президент РОАД, выступая на пресс-конференции, посвященной итогам I полугодия 2024 года. С его слов, угроза прекращения импорта в Россию автомобилей и комплектующих из Китая возникла из-за блокировки платежей китайскими банками.
«На мой взгляд, нашим так называемым друзьям из Америки удалось добиться, чтобы Китай приостановил платежи. Проблема у всех. Она огромная, как клубок», – сказал А. Подщеколдин.
Даже если деньги за импорт авто удается довести до Китая, там их дальнейшее движение приостанавливается, а на то, чтобы вернуть платеж и попробовать снова, могут уходить месяцы, добавил он.
В 2022 году доля автомобилей из Китая на авторынке России увеличилась с 9,6 до 31%, а по итогам 2023-го превысила 40%, в декабре рост и вовсе достиг 60%. А в начале 2024 года кредитные учреждения Китая, вслед за банковским сектором Турции и ОАЭ, началу борьбу со вторичными санкциями. Китайские банки, включая Bank of China, ICBC и China Construction Bank, приостановили платежи из России. Со слов Максима Кузнецова, эксперта-практика по бизнесу с Азией, на поведение китайских банкиров повлияло введение в декабре нового пакета санкций с достаточно размытыми формулировками, которые позволяют вводить вторичные санкции против финансовых институтов за расчеты с Россией.
«Ряд китайских банков начали масштабные проверки своего российского бизнеса, и уже в феврале стали появляться сообщения о том, что тот или иной банк приостановил проведение расчетов с РФ до «соответствующего уведомления», – заключил М. Кузнецов.