Это лето было жарким: работы было много, по объему продаж – как в новогодние праздники, об этом говорит Андрей Книппе, директор филиала «Макрорегион Северо-Запад» компании X5 Transport (ООО «Агро-Авто»). Он перечисляет: в автопарке X5 Transport – 4,5 тыс. грузовиков, и еще 2 тыс. фур компания привлекает со стороны, вместе с водителями. Только собственным транспортом компания выполняет 165 тыс. рейсов ежемесячно. Но они не справляются. Итого в штате компании – 8,5 тыс. водителей. Некоторые из них работают по 19 лет. Но есть и такие, которые уходят.
«Спрашиваю: куда? Отвечают: работать на карьерных самосвалах за 300 тыс. руб. Потом осенью возвращаются, просятся назад», — рассказывает Андрей Книппе.
Выясняется, из обещанных 300 тыс. водитель на руки получил только 30 тыс. «Остальное – на депозите, который они когда-нибудь смогут забрать», восклицает Андрей Книппе. С его слов несколько лет назад правила на рынке автомобильных грузоперевозок диктовала десятка крупнейших транспортных компаний. Но за последний год ситуация изменилась и теперь рынком пытаются управлять наемные водители. Главная их задача – поднять расценки на работу. Но не все измеряется деньгами, у водителей в спросе социальный пакет и белая гарантированная зарплата, добавляет он.
«Да, отрасль испытывает недостаток в автомобилях, в топливе – стоимость и первого, и второго растет. Но главный дефицит – это люди! Водители – самая недооцененная на сегодняшний день профессия», — продолжает Максим Рац, руководитель транспортной службы e-Commerce ТД «Петрович».
«Ставки на грузовые автоперевозки растут. И рост этот – продолжится, потому что у перевозчиков растут затраты. Остановить этот рост невозможно», — говорит он.
Но Андрей Книппе считает, что рынок – как конкуренты, так и партнеры по бизнесу, должны остановить рост ставок и охладить рынок. Например, сократить долю привлекаемого наемного транспорта.
«Сейчас у меня в Петербурге всего 18 машин, а в январе их было 63. И владельцы этих 18 машин мне уже прислали уведомление, что они хотят повышения ставок на 25%, в противном случае они разрывают договор. Я готов принять этот выбор, потому что я не готов разогревать этот рынок», - говорит Книппе.
Проблема на букву Г
Водитель приезжает в зону разгрузки магазина, а штатный грузчик вышел покурить и вернется дня через три. Участники дискуссии подтверждают, так случается, особенно в Карелии. Но даже в этом регионе водитель не должен выполнять функции грузчика, говорит Андрей Книппе. Компания разработала приложение, в котором есть раздел «обратная связь с магазином».
«Водитель не тратит время на разговор с персоналом, он создает сообщение и уже диспетчер занимается этой проблемой, а водитель не должен решать несвойственные вопросы», — продолжает Андрей Книппе.
Это если водитель привез груз в магазин, парируют участники дискуссии. А бывает, что водитель развозит груз и потом несет к конечному грузовладельцу как курьер. Участники дискуссии заявляют: водители не готовы выполнять дополнительные функции даже за дополнительные деньги.
«В какой-то момент таксомоторные компании решили, что все таксисты могут выполнять функции курьеров. Знаете чем закончилась эта инициатива? Таксисты отказались передавать даже письма в конверте. Таксисты не хотят выходить из салона автомобиля даже за 200 руб., потому что у каждого водителя есть профессиональная гордость», — говорит Максим Рац.
Российский e-Commerce обошел по уровню сервиса мировых конкурентов. Высокий уровень стандарта зарождается в Петербурге, его «обкатывают» на рынках Москвы Потому что в Москве денег побольше, и там электронные приложения быстрее запускают, рассказывает Максим Рац. И потом это пытаются внедрить на мировых рынках.
«Вы все причастны к убийству отрасли, вы все!», — восклицает Максим Рац.
Компании, работающие в e-Commerce, конкурируя друг с другом, приучили клиента к быстрой доставке, в течении пары часов после оформления заказа. Но, в борьбе за клиента транспортные компании вообще уничтожили водителей, как профессию. И водители или требуют повышения ставок, или отказываются работать по новым правилам. У профессионалов, которых хотелось бы сохранить на рынке, есть медицинская проблема на букву «Г». О ней не принято говорить в обществе, а только на приеме у врача, говорит Максим Рац. Участники дискуссии кивают головами, они все понимают на какую именно болезнь намекает спикер.
«А теперь представьте, что едет поезд. И машинист выходит, проверяет у всех пассажиров билеты, запускает их, а потом управляет поездом. Нереально? А водитель должен привести груз, отдать его заказчику, взять за доставленный товар деньги, отдать взамен чек. И сам же он должен отслеживать соблюдение режима труда и отдыха, следить за техническим состоянием автомобиля, заправлять его топливом. А кто должен управлять автомобилем, если он сорвет поясницу, пока таскает груз?» - спрашивает у участников дискуссии Максим Рац.