«Только о деньгах и думают те, кто выдает лицензии автошколе, класс которой размещен на кухне», так эмоционально свое выступление начал Александр Ваймер, председатель отделения ДОСААФ России по Курортному району и полномочный представитель председателя Законодательного Собрания Петербурга по связям с органами государственной власти.
«Занятия на кухне, как такое может быть? Нет там никаких занятий, потому что площадей для проведения занятий нет. И даже базы для проведения занятий нет: нет ни тренажеров, ни площадки для практических занятий. Вот такие автошколы в Петербурге!» – восклицает с гневом он.
Функция по лицензированию автошкол переведена в электронный документооборот, оправдывается Марина Заригина, начальник отдела лицензирования образовательной деятельности Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования комитета по образованию Санкт-Петербурга. А это значит, автошколе, чтобы получить лицензию, достаточно направить в комитет по образованию заявку в электронном виде. Специалисты проверяют только документы, подчеркивает чиновница. Если специалисты будут выезжать на место для проверки, то они нарушат закон. Такой порядок действует с 2021 года. Три года назад как исчезла необходимость выезжать на место, так и сократилось число документов, которое необходимо предъявлять для получения лицензии. Более того, современная автошкола теперь получает лицензию не за 45 дней, как было ранее, а за пять дней.
«Лицензирование на сегодняшний день получало декларационный порядок: организации, по большому счету, декларируют обязательства по соответствию заявленным требованиям. То есть мы получаем документы на право пользования объектом, наличие заключения ГИБДД. И, к сожалению, мы сегодня лицензируем только вид образования», – продолжает она.
Автошколы вообще не получают специальной образовательной лицензии, добавляет она и приводит статистику: под надзором – 465 тыс. автошкол Петербурга. Из них 605 имеют лицензии на профессиональное обучение.
«Лицензия – это не бланк. Это – запись в федеральном реестре лицензий», – подчеркивает она, и тут же добавляет, что формально обучать водителей может любая из автошкол. Полностью ушла необходимость оплаты госпошлины, констатирует М. Заригина.
Автошколы эпохи онлайн
Участники заседания в Заксобрании заявляют, в Петербурге появились не просто автошколы, а онлайн автошколы. В доказательство своих слов они приводят собственное расследование. Накануне заседания транспортной комиссии они изучили сайты петербургских автошкол. Часть из них на официальных сайтах заявляют о возможности пройти обучение без необходимости посещения занятий. Ранее, заявляют расследователи, эта информация была в открытом доступе, сейчас предоставляется только по запросу. Однако в Петербурге нет ни одной автошколы, которая бы официально получила разрешение на предоставление дистанционных обучающих технологий, заявляет Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения. Более того, по мнению эксперта обучить водителя – дальнобойщика, водителя автобуса или профессионального таксиста – невозможно в режиме онлайн.
«В автошколах предоставляют 134 часа теории и 56 часов занятий по вождению. Итого – это не меньше чем четыре месяца занятий», – продолжает он.
Реформа, которая должна была очистить рынок от «серых» автошкол, началась десять лет назад. Но рынок не очистился. Эффект – обратный, заявляет Владимир Сажин, эксперт комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗАКС Санкт-Петербурга. Инструкторы в школах, которые получили разрешение на обучение, выпускать за год могут 500 человек, а может, и больше. Как отлеживается пропускная способность автошкол?
«Никак! Могли бы: ведь группа обучающихся в автошколе регистрируется в ГИБДД, там же есть данные по инспектору, который обучает эту группу. Но никто не контролирует, сколько учеников выпустил тот или иной инструктор», – продолжает он.
Смертельная статистика
Ученики автошколы выбирают не по уровню знаний выпускников, а по территориальной доступности: поближе к дому или поближе к работе. А сами автошколы заняты тем, что «натаскивают обучающихся на тесты, об этом говорит Станислав Евтюков, заведующий кафедрой транспортных систем и дорожно-мостового строительства ФГБОУ СПбГАСУ. Автошколы предлагают не услуги по обучению вождению, а обучению прохождения теста, настаивает он.
«Да, идет «натаскивание» учеников на билеты. Необходимо, чтобы человек выучил все билеты и сдал тест, пусть с пятого раза, но чтобы сдал теорию. И главное, сто часов по обучению теории ни одна из петербургских автошкол не предоставляет! Могу уверенно это сказать. Качество водителей – оставляет желать лучшего», – говорит он.
Водители, стаж которых не более двух лет, в период с начала 2024 года по 19 сентября совершили 168 ДТП в Петербурге и Ленобласти. Такую статистику на заседании привел представитель ГИБДД. Большая часть, 110 ДТП, совершены в Петербурге. Итого с начала года в ДТП, которые совершили молодые водители, погибло 14 человек, а 206 получили ранения разной степени тяжести. По данным Антона Степанова, начальника отдела Госавтоинспекции ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, чаще всего в ДТП попадают выпускники ООО «Фара», выпускники этой школы попали в 17 ДТП. В перечне школ, которые выпускают водителей со слабыми знаниями – «Альтернатива» и «Четыре колеса», их выпускники совершили в этом году минимум 4 ДТП. Впрочем, в ДТП попадают все выпускники петербургских автошкол, говорит госавтоинспектор.
«Крайние проверки показывают: подают заявление до 20 классов, а после проверки на соответствие к предъявляемым требованиям остается два, максимум три класса, которые соответствуют требованиям: есть у них и тренажеры, манекены, и все что требуется для обучения», – заключает госавтоинспектор.