Наиболее сильное падение ставок произошло на направлении Москва – Нижний Новгород, здесь стоимость грузоперевозки весом 20 т снизилась почти на 29%, из Москвы в Казань в апреле перевозили груз на 27% дешевле. По данным биржи ATI.SU, в апреле ставки на грузоперевозки автомобильным транспортом снизились на 28,7%, а с февраля они рухнули почти на 29%.
«На направлении Москва – Нижний Новгород просел спрос на грузоперевозки в закрытом кузове, в апреле зафиксировано снижение ставок на 7%, а с февраля грузоперевозка подешевела на 12%», – говорит Линда Проснекова.
Снизилась ставка и на перевозку в рефрижераторах, в апреле, с начала потепления, ставка на перевозку снизилась на 1,5%, а с февраля ставка и вовсе упала на 30%. На направлении Москва – Казань стоимость автоперевозки груза под закрытым кузовом снизилась только в апреле почти на 29%, а падение ставки с февраля превысило 32%. Рефрижератор тоже подешевел, в апреле на 29%, трехмесячный показатель едва не достиг отметки в 34%.
Однако, по данным эксперта, по направлению Казань – Нижний Новгород ставки растут, в апреле зафиксирован рост ставок на уровне 23%, за три последних месяца они подросли почти на 29%. Причем стоимость перевозки в рефрижераторах на этом направлении подорожала на 30% в апреле и на 28% за последних три месяца, подорожала и грузоперевозка в автотранспорте с закрытым кузовом: за месяц на 11% и почти на 21% за три последних месяца, с февраля 2022 года.
Из Петербурга нечего вывозить
До марта рынок жил в условиях дефицита водителей и подвижного состава. Поэтому в марте картина была неоднозначная: одни выставляли груз по ценам на дефицит подвижного состава, другие уже активно демпинговали ставки на грузоперевозки, в апреле ставки достигли критического падения, говорит Линда Проснекова.
«В апреле случился передел рынка. Груз в апреле стали брать по крайне низким ценам, а кто-то выставлял груз по ценам дефицита водителей и автомобилей», – добавляет она.
На участниках рынка сказался также запрет на грузоперевозки в Европу. Автовладельцы, которые еще в начале 2022 года работали на международных направлениях, теперь, чтобы отбить потери, вышли на внутренние перевозки. Однако чаще всего международными перевозками занимались перевозки из Петербурга, а теперь, как заявляют участники рынка, из Северной столицы вывозить нечего. Дефицит грузов связывают с приостановкой работы портов, они лишились грузов из-за приостановки деятельности европейских контейнерных операторов.
«Грузовладельцы выступают резко против догруза. Поэтому перевозчики вынуждены искать тот, который окупит перевозку если не в оба конца, то хотя бы в Петербург», – продолжает эксперт.
По данным биржи ATI.SU, заявки на перевозку по России игрушек и фруктов снизились более чем на 12%, заявки на транспортировку транспортных средств и холодильного оборудования тоже снизились, но здесь падение не столь существенное, всего 6%. Однако выросло число заявок на перевозку сахара, здесь рост оглушительный, за последние три месяца рост достиг 174%, на 90% выросло число заявок за последние три месяца на перевозку шпал. Этот показатель участники рынка связывают с ремонтными работами на железнодорожной сети и достройкой моста из Китая в Россию через Амур.
Выросло предложение на перевозку крупы, до 70%, а также предложения на перевозку бытовой техники – на 60%. Растет объем заявок и на перевозку пива, с февраля спрос достиг 53%.