Центральный пункт управления ЦКАД в подмосковном городе Пушкино. Заходя в здание, сразу видишь карту главного кольца, диаметров платных дорог, а пунктиром выделена будущая трасса М-12 Москва – Казань. Именно эта линия заинтересовала турецкую делегацию. В «Автодоре» поделились, что сейчас ведется активное строительство дороги, а сдать объект планируют к 2024 году. Далее гостей пригласили непосредственно в ЦПУ.
На паре десятков экранов в режиме реального времени транслируется ситуация на ЦКАД. Показания снимаются не только с камер дорожного наблюдения, но и с лидаров, метеостанций, что позволяет анализировать среднюю скорость на трассе и контролировать погодные условия. Последнее особенно актуально зимой, оперативная информация о заносах или оледенении передается коммунальным службам, по надобности можно перекрыть полосы движения. Данные также поступают на интерактивные экраны ЦКАД, чтобы водители заведомо знали о препятствиях на магистрали: авария, ремонтные работы. В том будущем, где на российских дорогах появятся беспилотники, автомобили смогут подключаться к этому массиву данных и выполнять команды по объезду препятствий и поддержанию средней скорости потока. Диспетчеры ЦПУ следят за показаниями и ситуацией на мониторах. Камеры фиксируют нарушения правил дорожного движения, информация передается в территориальные отделы ГИБДД. Стоит отметить, что на ЦКАД сегодня тестируется система свободного потока. Для проезда по платной трассе не требуется проезжать через шлагбаум, рамки на дороге считывают сигнал транспондера и списывают оплату. Правда, в первый месяц водители стали жаловаться на штрафы, которые приходят за неоплату проезда, притом что транспондер имеется. В «Автодоре» объясняли, что подобные ситуации возникают из-за неправильного крепления устройства.
«Мы увидели технические моменты, решения и получили возможность увидеть интеллектуальную автодорогу ЦКАД. Поскольку мы хотим внедрить ИТС на дорогах Турции и сделать так, чтобы они были синхронизированы, то хотелось понять, как эта система воплощена в России, обменяться опытом, изучить технические нюансы», – поделилась впечатлениями заместитель директора департамента цифровизации Министерства транспорта и инфраструктуры Турции Дилек Эсма.
Она отметила, что в Стамбуле и других больших городах Турции на разных уровнях и в разных масштабах похожие системы реализованы и действуют, но задача департамента – объединить их на одну платформу.
Далее делегация проследовала в гараж, где располагаются российские беспилотные грузовики от компании «Эвокарго». В ноябре 2020 года эти автомобили протестировали на участке ЦКАД-3. Сегодня они работают на некоторых заводах и складах – там, где территория закрыта. Российское законодательство пока не разрешает выезжать беспилотникам на дороги общего пользования без оператора. Конструкция грузовика EVO-1 такова, что в кабине нет места человеку.
«Автономные грузовые платформы предназначены для использования на закрытых территориях, где скорость движения не превышает 20 км/ч, где нет посторонних людей и животных, которые создают конфликтную ситуацию с беспилотником. Системы безопасности, которые разрабатываются для этой машины, чтобы она оставалась экономически эффективной, масштабируются под такие области применения. Если выходить на магистральные перевозки, стоит решить задачу увеличения скорости передвижения с сохранением безопасности», – отметил основатель и генеральный директор «Эвокарго» Андрей Большаков.
Во время демонстрации движения на автодроме беспилотник показал отличную реакцию на выбежавшего человека и на аварийную ситуацию – в обоих случаях грузовик остановился, не допустив ДТП.
«Турция является мостиком между Европейским союзом и Азией, поэтому формально сейчас запретов на использование подобных автомобилей в нашей нет. Но это не значит, что они могут свободно использоваться в грузоперевозках или личном транспорте, все-таки мы координируем свои действия с законами окружающих стран. Но в целях тестирования, или в каких-то отдельных отраслях, или при условии отдельных ограничений использование беспилотных транспортных средств может осуществляться», – заключила Дилек Эсма.