Официальное подтверждение планов по повышению утилизационного сбора с 1 августа нельзя назвать сенсацией, говорит Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА Траксервис», официального дилера грузовиков MAN и Sinotruk (бренды Sitrak и Howo) в России.
«Это вполне ожидавшаяся мера, и обсуждалась она достаточно давно, просто теперь появилась конкретика в сроках ее введения», – продолжает он.
Мера Минпромторга по поддержке локализованных производителей правильная и долгосрочная, добавляет он. Однако какова ответственность тех автопроизводителей, которые эти ресурсы получат и которых эта мера поддержки коснется, вопрошает эксперт. ПАО «КАМАЗ» в своем Telegram-канале сообщает, что решение правительства России о повышении утилизационных сборов на автомобили – своевременная и необходимая мера.
«Рынок грузовиков в России в настоящий момент проходит период адаптации, отечественные производители работают в новых условиях, и необходимы меры регулирования рынка. Одной из них является утильсбор. При этом его повышение не повлияет на цену грузовиков КАМАЗ. Они останутся прежними», – сообщает автопроизводитель.
А вот поставщики иностранной техники гарантировать «прежние цены» не могут.
Цены на иностранные фуры готовятся к подъему
На 66,4%, до 12,9 тыс. единиц выросли продажи грузовиков по сравнению с показателем за первые шесть месяцев 2022 года, такие данные передает Автостат. Этот рост идет не за счет отечественных грузовиков, а прежде всего за счет китайских марок. В июне бренды из Китая заняли и 61,9% от всего рынка грузовых машин. Суммарно в Россию поставляют 17 китайских грузовых марок, только в июне реализовано почти 8 тыс. грузовиков из Китая, по данным Автостата, рост – почти в 4,5 раза. Если сравнивать по полугодиям, то рост пятикратный, до 35,6 тыс. единиц.
«Целый ряд китайских брендов занял лидирующие позиции на рынке буквально за считанные месяцы, то есть в начале прошлого года в России их или не было, или их продажи были незначительными», – сообщают аналитики Автостата.
В абсолютном рейтинге на рынке грузовых автомобилей первое место занимает российский «КАМАЗ». В июне реализовано 2,9 тыс. грузовиков, для сравнения: грузовиков китайской Sitrak продано чуть менее 2,2 тыс. ед., китайской Shaanxi – 2 тыс. ед. Продают в России и грузовики «Европейской семерки» (DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania и Volvo). Их поставляют по параллельному импорту. В июне зафиксирован рост продаж в 3,4 раза, до 427 ед. В июне в «семерке» лидировал по уровню спроса Mercedes-Benz, реализовано 131 ед. (рост в 3,2 раза), за первое полугодие продано, для сравнения, 546 ед. (-42%, что уже лучше, чем в мае).
Китайские автопроизводители предлагают сегодня очень сильный и конкурентный продукт по соотношению параметров цена/качество, подчеркивает Валерий Кузьмин.
«Любой протекционизм и смягчение конкурентных рыночных условий создает возможности для неэффективных бизнес-моделей и далеко не всегда заставляет усерднее работать, а часто, наоборот расхолаживает, предоставляя незаслуженные конкурентные преимущества и обеспечивая сбыт», – продолжает он.
А на фоне сильнейшего ослабления рубля с 2022 года, которое происходит сейчас, в поставках техники совпадают несколько негативных условий с точки зрения инфляции, рассуждает он.
Спрос, который пока не удалось удовлетворить
Значительного обновления автопарков не произошло в предыдущие несколько лет, а в текущей ситуации данная задача реализуется еще сложнее, говорит Маргарита Табунова, директор по транспортным операциям FM Logistic в России.
«Стоимость владения транспортным средством существенно выросла вследствие таких факторов, как дефицит запчастей, увеличенные сроки ремонта, доступность и цена транспортных средств (отечественных и зарубежных). Сейчас происходит замена выбывающей техники, а не прирост», – говорит она.
Более того, участники рынка заявляют, что отечественный производитель пока не готов в полном объеме удовлетворить спрос российских автоперевозчиков, работающих на рынке коммерческих перевозок. Рынок дефицитным, скорей всего, будет и в следующем году, рассуждает Валерий Кузьмин.
«Текущие потребности рынка никто не отменял. Мы по-прежнему оцениваем его в 2023 году в 110–120 тыс. единиц (HCV сегмент). Накопленный дефицит техники не покрыт», – продолжает Валерий Кузьмин.
А в будущем он только увеличится, так как увеличивается товарооборот с нашими восточными партнерами, который не может обеспечить железнодорожная логистика. Среди причин, способствующих нарастанию дефицита в сегменте большегрузов, называют также и отсутствие производственных мощностей у российских автопроизводителей, и качество конечного продукта, которое пока не способно конкурировать с иностранными аналогами. Поэтому дефицит на рынке должен и будет покрываться импортной техникой, которая вследствие вышеописанных факторов подорожает, по нашим оценкам, минимум на 8–13% уже в III–IV кварталах, рассуждает Валерий Кузьмин.
«ААА Траксервис» является дилером MAN и Sinotruk (бренды Sitrak и Howo), и мы однозначно получим увеличение себестоимости по импортным контрактам. В них везде прописано, что если государство меняет размер утилизационных сборов либо других пошлин, то импортер имеет право проиндексировать отпускные цены. В конечном итоге рост цен для логистики и грузоперевозок неизбежно ударит по следующему уровню потребителей – по рознице», – резюмирует Валерий Кузьмин.