Новость о повышении утильсбора для участников рынка не стала неожиданностью. Со слов собеседников РЖД-Партнера, пробки на погранпереходе начали скапливаться еще в середине августа. Из каждых 10 грузов, предъявляемых импортерами к досмотру, семь – транспортные средства. В Приморье из Китая за первые 8 месяцев, по данным Дальневосточного таможенного управления, ввезено более 6,2 тыс. легковых авто, что в 5 раз больше, чем годом ранее. Только в августе оформлено более 1,6 тыс. иномарок.
Еще почти 6,3 тыс. пересекли МАПП Забайкальск. Но этого показателя удалось достичь за одну неделю, последнюю. Власти Забайкалья называют этот показатель историческим максимумом. Сообщается, что в Россию импортировано почти 4,3 тыс. транспортных средств, из них 3,1 тыс. грузовиков, 1,1 тыс. – новой самоходной техники. На выезд проследовало 2 тыс. транспортных средств. Последствия повышения утилизационного сбора для рынка коммерческой техники можно разделить на две условные группы: краткосрочные и долгосрочные, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Валерий Кузьмин, управляющий партнер компании «ААА Траксервис», официального дилера MAN, SITRAK, HOWO, ISUZU, Ambertruck, JAC.
«Среди первых – в сентябре – октябре будет досрочная реализация потребностей покупателей в технике, возникшая из-за ажиотажа вокруг будущей индексации цен. Утильсбор в моменте повышается в среднем на один-два млн руб. на разные категории грузовой техники и шасси, что спровоцирует клиентов перенести закупки с конца года на осень. Дополнительным триггером станет реклама, нацеленная на эту «упущенную выгоду», – рассуждает он.
Импортеры и отдельные поставщики параллельно будут стремиться «запрыгнуть в последний вагон» и привезти технику впрок по старым ставкам, о чем уже свидетельствует перегруженность погранпереходов. Это, в свою очередь, в последующем создаст причины для обрушения ценообразования, которое может проявиться сразу после завершения сентябрьского всплеска.
Ценообразование
Утилизационный сбор – обязательный налог, его уплачивают как юридические, так и физические лица. И, главное, он – фактор, влияющий на стоимость импортных автомобилей, как НДС и таможенная пошлина. То есть в первую очередь подорожают иномарки. Ставку для них повысят на 70–85% с 1 октября 2024 года. Далее, до 2030 года ее будут поднимать ежегодно на 10–20%.
В 2024 году утильсбор за коммерческую технику массой в 2,5–3,5 тонн повысится до 819 тыс. руб., а с 2025 года – уже 900 тыс. К 2030 сбор повысят до 1,45 млн руб. За большегрузы массой 20–50 тонн сбор увеличится до 3,9 млн руб. в 2024 году, а в 2025 за автомобиль придется платить 4,3 млн руб. К 2030 году сбор составит 6,9 млн руб. Рост цен на автомобили затронет в первую очередь не локализованные в России иномарки. По данным ассоциации российских автомобильных дилеров, на начало 2024 года в России были представлены 57 китайских марок автомобилей. При этом производство полного цикла в стране ведет только Haval. В производстве на территории России участвуют также Chery, JAC и Changan. Производители из Китая вряд ли начнут переносить заводы в Россию, рассуждает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
«Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год», – продолжает он.
В более долгосрочной перспективе, добавляет В. Кузьмин, рынок тяжелой грузовой техники (свыше 16 тонн) закончит 2024 год с результатом в 100 тыс. единиц.
«Далее, в случае отсутствия изменений в экономической политике и продолжающемся тренде на «охлаждение спроса», мы получим рецессию и закономерный спад с возвращением объема рынка к допандемийным реалиям в 65–75 тыс. ед. тяжелой техники в год», – резюмирует он.