Утильсбор
Минпромторг пока только вынес на общественное обсуждение проект об очередном повышении размера утилизационного сбора на автомобили. Эксперты, опрошенные РЖД-Партнером, подчеркивают, что говорить о повышении утильсбора с 1 октября пока рано. Да, об этом просит отечественный автогигант «АвтоВАЗ» и объединение дилеров Lada. Однако тут же добавляют, что Минпромторг принял проект без изменений.
Итого в документе указано, что ставку утилизационного сбора с 1 октября проиндексируют сразу на 70−85%, а далее его будут повышать каждый год на 10−20% вплоть до 2030 года. Размер индексации для легковушек и автобусов зависит от объема двигателя транспортного средства, для грузовых машин – от возраста и массы. Изменения коснутся тех, кто ввозит в Россию новый и подержанный транспорт для перепродажи или купил больше одной машины в течение года.
Физические и юридические лица утильсбор оплачивают с 2012 года. Это единоразовый платеж, который взимают за переработку легковых и грузовых машин, а также другого транспорта после его эксплуатации. Оплачивают его один раз. Однако правила расчета и ставки неоднократно пересматривали. Последние изменения вносились в августе и октябре 2023 года, а затем 1 апреля 2024 года. Сейчас утильсбор новых легковых машин с двигателем объемом до двух литров, а это большинство китайских авто, составляет 306 тыс. руб. Если правительство одобрит индексацию, то уже в октябре он составит 556 тыс. руб., а с 1 января – 667 тыс. руб. При ежегодной индексации утилизационный сбор к 2030 году может вырасти в четыре раза. Утильсбор для коммерческой техники массой 2,5–3,5 тонны может быть увеличен до 556 тыс. руб., а с 2025 года – до 667,4 тыс. руб. Итого к 2030 году – 1,17 млн руб.
Владельцам крупнотоннажных грузовиков массой 20–50 тонн придется за утильсбор отдавать с 1 октября почти 4 млн руб., с 2025 года – 4,3 млн руб., а в 2030-м – почти 7 млн руб.
Индексация утилизационного сбора будет способствовать инфляции, но не принесет явных выгод автопрому, такое мнение высказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. С его слов, подорожавшие автомобили приведут к росту цен на услуги такси, издержки служб доставки и грузоперевозчиков, что в итоге отразится на стоимости всех товаров. По словам исполнительного директора ассоциации российских автодилеров РОАД Игоря Чикина, повышение цен на автомобили приведет к сокращению числа россиян, которые смогут позволить себе их покупку. Если в 2014 году примерно треть граждан могли купить новое авто, то по состоянию на 2023 год таких было 14–15%. С учетом увеличения утильсбора и инфляции, по мнению Чикина, к 2030 году это число упадет до 5%.
В рамках проекта «Барометр российского легкового авторынка и автопрома» («ВЦИОМ-Консалтинг») анонимные представители китайского автоконцерна заявили, что «АвтоВАЗ», который пытается защитить утильсбором отечественный рынок от дешевых иномарок, все равно повысит конечные цены на отечественный автопром. А ряд китайских автокомпаний просто уйдет из России, подчеркивают аналитики «ВЦИОМ-Консалтинг».
Заторы на границах
Крупнейшие пункты пропуска (МАПП) «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ» со стороны Китая заблокированы. Здесь время ожидания оформления груза сейчас, на второй неделе сентября, увеличилось до 10 суток. Участники рынка подчеркивают: в конце августа срок таможенного оформления не превышал 24 часов. Сломать систему и сместить время пересечения границы не получится, объясняет Вадим Филатов, президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»).
«Если китайский партнер не успел доставить груз к приграничной территории в установленный срок, остается заново регистрироваться в очереди», – разъясняет он.
На китайских погранпереходах стоят автофуры, транспортные средства и спецтехника, включая легковые и грузовые автомобили, а также автобусы и строительные машины. Всю эту продукцию пытаются доставить в Россию, объясняют автоперевозчики. На МАПП «Забайкальск» и «Благовещенск – Хэйхэ» объем поставки транспортных средств вырос вдвое, и даже более, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, передает Shuttle Logistic.
Пробки только со стороны Китая, подчеркивают участники рынка. По данным пресс-службы Федеральной таможенной службы, на территории России пробок нет: МАПП «Забайкальск» работает в штатном круглосуточном режиме. В среднем за сутки таможенники оформляют более 700 грузовых машин, подчеркивают российские таможенники.
Заторы на пограничных переходах приводят к увеличению логистических расходов, подчеркивают участники грузовых автоперевозок. Задержка фур на неделю эквивалентна стоимости одной перевозки в Китай. Поэтому цены на автотранспорт, даже если утильсбор не повысят, все равно вырастут, говорят участники рынка. Росту цен способствуют и сложности в прохождении платежей между странами, и возможный рост ключевой ставки. Последний фактор уже повлиял на стоимость автокредитов и на покупательскую активность. Как сообщают РЖД-Партнеру участники рынка, дилерские центры уже переписывают прайс-листы, так что в октябре автомобили станут дороже.