По словам В. Матягина, динамика работы автогрузоперевозчиков в 2024 году показала, что отрасль подошла к глубокому кризису.
Если в цифрах, то, говорит эксперт, автогрузоперевозчики в 2024 году по заработку ушли в минус от себестоимости на 17%: «Они работали в убыток, убытки покрывали за счет продажи ПС, кредитов, лизинга и всего подобного. При этом на сегодня – с учетом изменений ключевой ставки – выросли кредиты и лизинг. Перевозчикам начали присылать уведомления о повышении стоимости лизинга, а стоимость лизинга с учетом того, что машины дорогие (тягач стоит в районе 10 млн рублей) – это очень серьезная нагрузка. За прошлый год перевозчики сдали большое количество автомобилей, потому что не справлялись с платежами. Лизинговые компании сейчас забирают автомобили, потому что есть просрочки». По словам эксперт, тенденция ухода с рынка будет как раз просматриваться среди тех перевозчиков, что взяли в лизинг автомобили и столкнулись с поднятием цен по лизинговым обязательствам.
Вот еще несколько цифр, представленных В. Матягиным и полученных исходя из данных опросы перевозчиков, входящих в Ассоциацию. Он уточнил, что в опросе участвовали и крупные, и совсем небольшие перевозчики.
«Средняя ставка на перевозку по России в прошлом году составляла 54 рубля 60 копеек (это от крупных компаний). На 10% практически выросла стоимость на топливо, выросли зарплаты водителей – они составляют сумму от 150 до 200 тысяч рублей и выше. Тут же амортизация, «Платон», автодороги – это все прямые затраты. Плюс утильсбор, который с этого года подняли почти на 140%. Это все сказывается на стоимости автомобилей, прицепов», – комментирует В. Матягин.
Вопросы законодательства
Главные причины сложившегося кризиса – недостаток законодательного регулирования там, где это необходимо, и появление законодательных инициатив, которые, наоборот, усложняют работу.
То, что с рынка могут уйти до 50% автогрузоперевозчиков, считает эксперт, в первую очередь связано с несовершенством законодательства. Если говорить о ситуации на примерах, то В. Матягин напомнил о недавнем ужесточение штрафных санкций за несоблюдение запрета на движение грузовиков под запрещающий знак. Вкратце: с 1 января за несоблюдение запрета на движение грузовых транспортных средств (статья 12.21 КоАП) штраф вырос с 500 до 5 тысяч рублей; за несоблюдение запрета в Москве и Санкт-Петербурге — с 5 до 7,5 тысячи рублей. Введено также наказание за повторное несоблюдение запрета на движение грузовых транспортных средств (статья 12.21 КоАП) – 10 тысяч рублей.
«На сегодняшний момент въезд в любой населенный пункт и к любому предприятию там, где стоит знак «Движение грузовых автомобилей запрещено», обходится в 5 тысяч рублей. В 10 раз были подняты суммы. Перевозчики задают вопрос: «Каким образом доставлять продукцию до предприятия – загружать и выгружаться?» Законных оснований для этого у перевозчика нет. В Москве и Санкт-Петербурге есть возможность получить разрешение на передвижение грузовых автомобилей в зонах ограничения движения, но в других регионах этого нет», – комментирует В. Матягин.
По его мнению, решение о таком увеличении штрафов выглядит как минимум необдуманным, а перевозчикам в таких условиях не остается ничего другого, кроме как остановить работу и ничего не возить.